Редут-Кале

42° с. ш. 41° в. д. / 42.272585° с. ш. 41.646336° в. д. (G) (O)

Герб Редут-Кале во времена Российской империи
Прибытие коменданта Редут-Кале. Картина русского художника Г.Г. Гагарина

Редут-Кале — город-крепость, заложенный русскими на побережье Чёрного моря в 1804 году в семнадцати верстах к северу от Поти в устье реки Хопи [1]. Был основан как укреплённый пункт, предназначенный для защиты Мингрелии от турок [2].

Укреплённый пункт на левом берегу реки Хопи был оборудован под руководством астраханского военного губернатора и главноначальствующего в Грузии Павла Дмитриевича Цицианова с разрешения владетеля Мингрелии [3]. Турки называли это место Кремпл, Корго или Куле. Для оборудования места высадки русских войск с кораблей Черноморского флота из Тифлиса был выслан отряд казаков, которые в этом месте построили каланчу и подняли русский флаг. Для защиты был выстроен земляной редут, отчего место получило название Редут-Кале [4][5].

Первоначально Редут-Кале именовался крепостью, а с 1840 года стал называться городом. Город был расположен на обеих берегах реки Хопи, в полукилометре от её впадения в море. Редут-Кале служил перевалочным пунктом для товаров, идущих из Средиземного, Черного и Азовского морей в Закавказье. Именно здесь европейские корабли выгружали свои грузы, которые затем переправлялись в Тифлис по суше, обычно на вьючных животных. Собственно порта там не было, поэтому суда останавливались на открытом рейде и грузы перегружались на шлюпки, что было крайне неудобно.

Сам Николай I вынужден был признать в 1846 году: "В Редуте дурной порт или, лучше сказать, нет никакого порта". Газета "Одесский вестник" писала: "Известно, какие неудобства представляются Редуткальским портом, с какой опасностью сопряжена погрузка и выгрузка там пассажиров и товаров, и как часто повторялись гибельные случаи, которые предупредить нет возможности".

Неоднократно возникал вопрос о переносе этого порта в другое место на побережье. В 1830-х годах командующий Отдельным кавказским корпусом генерал Г.В. Розен предлагал перенести этот порт в Поти. М.С. Воронцов считал более целесообразным перенести его в Сухум-Кале (ныне Сухуми). Однако препятствием к переносу порта в этот пункт являлось отсутствие дороги из Сухум-Кале в Закавказье. Позднее по инициативе М.С. Воронцова к 1853 году дорога из Сухум-Кале через Зугдиди в Тифлис была построена. Поэтому с навигации 1853 года последовало указание о том, чтобы "как новороссийские пароходы, так и военные, призводящие сообщение между укреплениями на восточном берегу Черного моря, останавливались в Сухум-Кале, не продолжая плавать до Редут-Кале"[4] [6].

После распада Российской империи Редут-Кале был переименован в Кулеви[3].

В годы Великой Отечественной войны в устье реки Хопи находилась база Черноморского флота СССР[7].

В настоящее время здесь находится населённый пункт Кулеви, входящий в Хобский муниципалитет Грузии. В 2008 году был сдан в эксплуатацию нефтеналивной терминал, предназначенный для транспортировки каспийской нефти.

Примечания

  1. Редут-Кале  (рус.). Кавказская война. Том 1. От древнейших времен до Ермолова. Проверено 22 сентября 2012.
  2. Описание восточного берега Черного моря от устья Кубани до реки Чорох, или Акампсис.  (рус.). Апсара. История и культура Абхазии. Проверено 22 сентября 2012.
  3. ↑ Редут-Кале: имена и факты  (рус.). Русский клуб, 2009, №8. Проверено 22 сентября 2012.
  4. ↑ "ОДЕССА" ВЫХОДИТ В МОРЕ  (рус.). Проверено 22 сентября 2012.
  5. Кале - по-турецки означает крепость
  6. Редут-Кале  (рус.). Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Проверено 22 сентября 2012.
  7. Куманин М. Ф. Отправляем в поход корабли

Ссылки

Редут-Кале.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52