Расстрелянное возрождение

Расстре́лянное возрожде́ние (укр. Розстріляне відродження) — определение литературы и искусства поколения 1920-х — начала 30-х годов в Украинской ССР, участники которого создали высокохудожественные[1] произведения в литературе, живописи, музыке, театре и которое было уничтожено в ходе сталинских репрессий.

Кульминационной датой репрессивного режима стало 3 ноября 1937 года, когда в лесном урочище Сандормох был расстрелян Лесь Курбас. В списке расстреляных в этот день были Николай Кулиш, Матвей Яворский, Владимир Чеховский, Валериан Пидмогильный, Павел Филипович, Валериан Полищук, Григорий Эпик, Мирослав Ирчан, Марк Вороной, Михаил Козорис, Олекса Слисаренко, Михаил Яловый и другие. В общей сложности в один день были казнены свыше 100 представителей украинской интеллигенции. Ранее были арестованы и казнены художники-монументалисты братья Тимофей и Михаил Бойчуки и художники их круга, движение которых известно в искусствоведении как «бойчукизм».

Термин «расстрелянное Возрождение» впервые предложил литературовед из украинской диаспоры Юрий Лавриненко, употребив его как название лучших текстов поэзии и прозы 1920-30 годов. Под этим названием в 1959 году в Париже под редакцией Лавриненко (с участием также Юрия Шевелёва-Шереха и других) вышла антология украинской поэзии и прозы 1917—1933 годов. В неё вошли произведения не только расстрелянных в буквальном смысле слова, но и перешедших к официозной литературе и воспеванию политики СССР (Павло Тычина, Микола Бажан), бывших в заключении (Борис Антоненко-Давыдович, Остап Вишня, Максим Рыльский); многие из них были живы во время составления антологии.

С конца 1980-х годов термин является общепринятым в украинском литературоведении, школьном и вузовском курсах.

Содержание

Литературные объединения

Главными литературными объединениями были «Ланка» (позднее «МАРС»), «Плуг», неоклассики, «Молодняк», «Союз писателей западной Украины», ЛОЧАФ (объединение армии и флота). Самым влиятельным был «Гарт», на основе которого позже была создана ВАПЛИТЕ («Вільна Академія Пролетарської Літератури»).

Именно ВАПЛИТЕ в лице Миколы Хвилевого начало знаменитую литературную дискуссию 1925-28 годов и победило в ней, доказав наличие и необходимость национальной, специфичной украинской литературы, ориентированной не на Россию, а на Европу.

Проза и поэзия

Главными опорами новой элиты были бунт, независимость мышления и искренняя вера в собственные идеалы. В большинстве своём это были интеллектуалы, которые делали ставку на личность, а не на массу. За их внешней «советскостью» прятались глубокие поиски и вопросы.

Прозу этих писателей можно поделить на две части: сюжетная и бессюжетная. В бессюжетных главным было не фраза или слово, а подтекст, «запах слова», как сказал Хвилевой. Стиль сильных чувств и проникновение в суть явлений называется неоромантизмом или экспрессионизмом. В этом направлении работали Микола Хвылевой, Юрий Яновский, Андрей Головко, Юлиан Шпол, Олекса Влызько, Лесь Курбас, Микола Кулиш и многие другие.

Главная идея новеллы «Я (Романтика)» Хвилевого — разочарование в революции, кричащие противоречия и раздвоение человека того времени. Главный персонаж — человек без имени. а значит, без индивидуальности, без души. Ради революции он убивает свою мать и терзается мыслью: стоила ли революция такой жертвы.

В романе Валериана Пидмогыльного «Город» («Місто») впервые в украинской литературе проявились элементы философии экзистенциализма. Главный герой в желании наслаждения идет от удовлетворения физического до наивысших религиозных потребностей. Однако даже в такой сложной тематике писатель не превращает роман в простое изложение «общечеловеческой» философии, а творчески осмысляет её в отношении к украинскому национальному мироощущению.

В поэзии самыми интересными являются поиски символистов Александра Олеся и Павла Тычины. В своём сборнике «Солнечные кларнеты» Тычина отразил всю широту просвещённого и тонкого разума, который созерцает богатство украинской природы, желая докопаться до первопричин. Когда Коммунистическая партия СССР осознала своё поражение, она начала действовать запрещёнными методами: репрессиями. замалчиванием, уничтожающей критикой, арестами, расстрелами. Перед писателями стоял выбор: самоубийство (Хвылевой), репрессии и концлагеря (Б. Антоненко-Давидович, Остап Вишня), замалчивание (И. Багряный, В. Домонтович), эмиграция (В. Винниченко, Евгений Маланюк) или написание программных произведений для прославления партии (Павло Тычина, Микола Бажан). Большинство деятелей искусства было репрессировано и расстреляно.

Когда в 1947 году Иван Багряный издал за рубежом поэтический сборник «Золотой бумеранг», его вторым названием было «Остатки потерянного, репрессированного и уничтоженного». произведения сдавались в спецхраны, запрещались. замалчивались, многие из них были навсегда утрачены. Хотя некоторые функционировали в самиздате (Иван Багряный), рукописных копиях, выходили за рубежом.

Примечания

  1. Анатолий Мельник «Украинский Модернизм 1910—1930» Киев, 2006 ISBN 966-8834-07-0

Ссылки

  • Юрій Лавріненко. Розстріляне відродження: Антологія 1917—1933. Поезія — проза — драма — есей. Paris, Instytut Literacki, 1959. // Київ, «Просвіта», 2001.- 794 с.// К.: «Смолоскип», 2007. — 976 с ISBN 978-966-8499-79-1

См. также

Ссылки

  • Фильм о В. Подмогильном (Первая часть)
  • Фильм о В. Подмогильном (Вторая часть)

Расстрелянное возрождение.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52