Психологическая резильентность (от лат. resilire) — это динамический процесс позитивной адаптации человека к невзгодам[1]. В психологии изучение резильентности сосредоточено на выявлении и описании характеристик личности успешных и процветающих индивидов, несмотря на жизнь в трудных условиях, то есть успешно адаптировавшихся к потенциально травмирующим событиям[2].
Понятие «резильентность» активно разрабатывается в позитивной психологии[3].
Начало исследованиям резильентности как отдельной теоретической и эмпирической темы в психологии было положено в 1970-е годы и началось с изучения детской резильентности, обнаруженной у некоторых детей, чьи матери были больны шизофренией. Доказательства того, что дети в группе риска преуспевали, привели к нарастающему интересу и попыткам эмпирически понять индивидуальные различия реагирования на несчастья.
Одной из первых работ, посвященных резильентности, стало исследование Эмми Вернер, проведенное в 1971 году на гавайских детях. В исследовании были выделены следующие неблагоприятные факторы, по которым детей можно было отнести в группу риска: низкий социально-экономический статус семьи, психические расстройства родителей, жестокое обращение, городская нищета и общественная жестокость, хронические заболевания, катастрофические события в жизни[1]. Э. Вернер обнаружила, что, находясь в сходных неблагоприятно условиях, две трети детей демонстрируют деструктивное поведение уже в подростком возрасте: хроническая безработица, токсикомания, раннее деторождение. В то же время треть подростков не показывала подобного поведения[4]. Данное исследование было посвящено поискам защитных сил и механизмов, которые отличают детей с здоровой адаптацией от тех, кто адаптировался менее успешно в сходных жизненных обстоятельствах. Впоследствии было выделено три группы фактов, влияющих на развитие резильентности: атрибуты самих детей, аспекты их семьи и характеристики социальной среды[1].
В 1980-ых гг. после публикаций работ А. Мастен резильентность стала одной из крупных теоретических и научно-исследовательских тем в психологии.
В последние годы фокус исследований сместился с простого изучения и описания факторов резильентности, на анализ того, как эти факторы приводят к положительному результату, то есть на понимание процесса, посредством которого индивид способен преодолеть трудности . Сама концепция резильентности приобрела более глобальный характер, и если в ранних исследованиях резильентные индивиды считались «неуязвимыми», то в новых работах стало очевидно, что позитивная адаптация помимо подверженности несчастьям включает в себя и сам ход развития. Уязвимость и/или сила возникают вместе с новыми жизненными обстоятельствами[1].
В настоящее время резильентность рассматривается в разных контекстах, в том числе, например, в рамках бизнес-организаций[2]. При этом выделяют не только резильентность конкретного индивида, но и системы элементов, например, резильентность семьи[5].
Дж. Ричардсон предположил, что историю исследования резильентности можно разделить на три этапа, которые он описал как «волны». Первая волна исследователей выявляет качества (то есть защитные факторы) лиц, которые положительно реагируют на сложные условия в их жизни. Вторая волна рассматривает резильентность в контексте борьбы со стрессорами, трудностями и изменениями. Третья волна исследователей изучает мотивацию отдельных лиц и групп, которая ведёт их к самореализации в жизни[2].
Резильентность — это ответ психики на различные трудности, начиная от текущих повседневных неприятностей до важных жизненных событий. Резильентность рассматривается как процесс, а не как личностная черта в отличие от твердости.
Распространено мнение, что резильентные люди не страдают от негативных мыслей и эмоций и остаются оптимистами в любой ситуации. В действительности это люди с хорошо развитыми копинговыми стратегиями, что позволяет им эффективно справляться с невзгодами и кризисами. Другими словами, резильентные люди — это люди с оптимистическими установками и преобладающими позитивными эмоциями, способные на практике находить баланс между негативными и позитивными эмоциями[6].
А. Мастен и коллеги выделяют три вида феноменов резильентности[1]:
Резильентность как качество развивается в результате взаимодействия человека со своим окружением и в конкретной социальной среде, в результате чего данное качество не может быть абсолютным или постоянным в условиях изменчивого мира. Подход, основанный на резильентности, рассматривает жизнь как эволюционный процесс, предполагающий существование нескольких путей решения проблем. Это позволяет при дефиците одних ресурсов заменить их другими, что существенно расширяет адаптационные возможности личности[7].
Существует более десятка теорий резильентности, которые отличаются по тем или иным характеристикам, однако их объединяет понимание того, что резильентность является динамическим процессом, изменяющимся во времени. Исследователи также склонны признавать способность индивида к успешной адаптации и зависимость проявления резильентности от взаимодействия конкретных защитных факторов[2].
Выделяют два основных вида подходов к созданию моделей резильентности[3]:
В англоязычной психологической литературе жизнестойкость (hardiness) рассматривается как фактор психологической резильентности (resilience). Жизнестойкость, в отличие от резильентности, определяется как личностная черта, амортизирующая воздействие сильного стресса. Жизнестойкость включает в себя три компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска[8]
В русском языке термин «resilience» представлен в нескольких вариантах: резильентность, жизнеспособность, жизнестойкость. Последний чаще употребляется самостоятельно как конструкт, разработанный С. Мадди[9].
В психологии принято разделять понятие резильентности и восстановления после потери или травмы. Восстановление связано с временным прерыванием нормального функционирования состоянием, пограничным с психопатологией, и постепенным возвращением в состояние, предшествующее травмирующему событию. Резильентность, напротив, позволяет поддерживать устойчивое равновесие, позитивно адаптироваться[8].
Исследователи выделяют несколько основных факторов, способствующих развитию и поддержанию резильентности[10]:
Описанные факторы не являются унаследованными и могут быть прижизненно развиты индивидом.
В различных исследованиях также выделяют другие факторы резильентности[8]:
Американская психологическая ассоциация в 2014 году опубликовала 10 способов развития резильентности[6]:
Разработкой практических рекомендации для развития резильентности занимаются в когнитивно-поведенческой терапии и рационально-эмоциональной поведенческой терапии[13].
Понятие резильентности критикуется в связи с отсутствием согласия ученых относительно обобщенного определения данного психологического конструкта. Определение резильентности разными исследователями варьируется в зависимости от фокуса и задач работы[1].
Спорам также подвергаются индикаторы «хорошего» психологического и социального развития, особенно при исследовании резильентности в различных культурах и контекстах[14].
Брэд Эванс и Джулиан Рейд критикуют дискурс резильентности в связи с перекладыванием ответственности за реакцию на травмирующие события на единичного индивида, забывая о публично скоординированных усилиях, снимая ответственность с правительства[15].
Психологическая резилентность.