Психологическая резилентность

Перейти к: навигация, поиск

Психологическая резильентность (от лат. resilire) — это динамический процесс позитивной адаптации человека к невзгодам[1]. В психологии изучение резильентности сосредоточено на выявлении и описании характеристик личности успешных и процветающих индивидов, несмотря на жизнь в трудных условиях, то есть успешно адаптировавшихся к потенциально травмирующим событиям[2].
Понятие «резильентность» активно разрабатывается в позитивной психологии[3].

История

Начало исследованиям резильентности как отдельной теоретической и эмпирической темы в психологии было положено в 1970-е годы и началось с изучения детской резильентности, обнаруженной у некоторых детей, чьи матери были больны шизофренией. Доказательства того, что дети в группе риска преуспевали, привели к нарастающему интересу и попыткам эмпирически понять индивидуальные различия реагирования на несчастья.

Одной из первых работ, посвященных резильентности, стало исследование Эмми Вернер, проведенное в 1971 году на гавайских детях. В исследовании были выделены следующие неблагоприятные факторы, по которым детей можно было отнести в группу риска: низкий социально-экономический статус семьи, психические расстройства родителей, жестокое обращение, городская нищета и общественная жестокость, хронические заболевания, катастрофические события в жизни[1]. Э. Вернер обнаружила, что, находясь в сходных неблагоприятно условиях, две трети детей демонстрируют деструктивное поведение уже в подростком возрасте: хроническая безработица, токсикомания, раннее деторождение. В то же время треть подростков не показывала подобного поведения[4]. Данное исследование было посвящено поискам защитных сил и механизмов, которые отличают детей с здоровой адаптацией от тех, кто адаптировался менее успешно в сходных жизненных обстоятельствах. Впоследствии было выделено три группы фактов, влияющих на развитие резильентности: атрибуты самих детей, аспекты их семьи и характеристики социальной среды[1].

В 1980-ых гг. после публикаций работ А. Мастен резильентность стала одной из крупных теоретических и научно-исследовательских тем в психологии.

В последние годы фокус исследований сместился с простого изучения и описания факторов резильентности, на анализ того, как эти факторы приводят к положительному результату, то есть на понимание процесса, посредством которого индивид способен преодолеть трудности . Сама концепция резильентности приобрела более глобальный характер, и если в ранних исследованиях резильентные индивиды считались «неуязвимыми», то в новых работах стало очевидно, что позитивная адаптация помимо подверженности несчастьям включает в себя и сам ход развития. Уязвимость и/или сила возникают вместе с новыми жизненными обстоятельствами[1].

В настоящее время резильентность рассматривается в разных контекстах, в том числе, например, в рамках бизнес-организаций[2]. При этом выделяют не только резильентность конкретного индивида, но и системы элементов, например, резильентность семьи[5].

Дж. Ричардсон предположил, что историю исследования резильентности можно разделить на три этапа, которые он описал как «волны». Первая волна исследователей выявляет качества (то есть защитные факторы) лиц, которые положительно реагируют на сложные условия в их жизни. Вторая волна рассматривает резильентность в контексте борьбы со стрессорами, трудностями и изменениями. Третья волна исследователей изучает мотивацию отдельных лиц и групп, которая ведёт их к самореализации в жизни[2].

Описание конструкта

Резильентность — это ответ психики на различные трудности, начиная от текущих повседневных неприятностей до важных жизненных событий. Резильентность рассматривается как процесс, а не как личностная черта в отличие от твердости.
Распространено мнение, что резильентные люди не страдают от негативных мыслей и эмоций и остаются оптимистами в любой ситуации. В действительности это люди с хорошо развитыми копинговыми стратегиями, что позволяет им эффективно справляться с невзгодами и кризисами. Другими словами, резильентные люди — это люди с оптимистическими установками и преобладающими позитивными эмоциями, способные на практике находить баланс между негативными и позитивными эмоциями[6].

А. Мастен и коллеги выделяют три вида феноменов резильентности[1]:

  • Индивиды, подверженные риску, которые адаптировались лучше, чем можно было ожидать;
  • Позитивная адаптация, несмотря на стрессовый опыт;
  • Быстрое восстановление после психологической травмы.

Резильентность как качество развивается в результате взаимодействия человека со своим окружением и в конкретной социальной среде, в результате чего данное качество не может быть абсолютным или постоянным в условиях изменчивого мира. Подход, основанный на резильентности, рассматривает жизнь как эволюционный процесс, предполагающий существование нескольких путей решения проблем. Это позволяет при дефиците одних ресурсов заменить их другими, что существенно расширяет адаптационные возможности личности[7].

Модели резильентности

Существует более десятка теорий резильентности, которые отличаются по тем или иным характеристикам, однако их объединяет понимание того, что резильентность является динамическим процессом, изменяющимся во времени. Исследователи также склонны признавать способность индивида к успешной адаптации и зависимость проявления резильентности от взаимодействия конкретных защитных факторов[2].

Выделяют два основных вида подходов к созданию моделей резильентности[3]:

  1. Переменно-ориентированные подходы используют многомерный статистический анализ для проверки связей между степенью риска или масштабом бедственной ситуации, исходом, а также качествами самого индивида и окружающей среды, способными компенсировать или защитить человека от негативных последствий несчастий.
  2. Персонально-ориентированные подходы сравнивают индивидов с разными профилями для того, чтобы понять, что отличает резильентных людей от других групп.

Резильентность и жизнестойкость

В англоязычной психологической литературе жизнестойкость (hardiness) рассматривается как фактор психологической резильентности (resilience). Жизнестойкость, в отличие от резильентности, определяется как личностная черта, амортизирующая воздействие сильного стресса. Жизнестойкость включает в себя три компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска[8]

В русском языке термин «resilience» представлен в нескольких вариантах: резильентность, жизнеспособность, жизнестойкость. Последний чаще употребляется самостоятельно как конструкт, разработанный С. Мадди[9].

Резильентность и восстановление

В психологии принято разделять понятие резильентности и восстановления после потери или травмы. Восстановление связано с временным прерыванием нормального функционирования состоянием, пограничным с психопатологией, и постепенным возвращением в состояние, предшествующее травмирующему событию. Резильентность, напротив, позволяет поддерживать устойчивое равновесие, позитивно адаптироваться[8].

Факторы

Исследователи выделяют несколько основных факторов, способствующих развитию и поддержанию резильентности[10]:

  1. Способность строить реалистичные планы и совершать целенаправленные действия для их воплощения в жизнь;
  2. Положительная самооценка и уверенность в собственных силах и способностях;
  3. Коммуникативные навыки и навыки решения проблем;
  4. Способность управлять сильными побуждениями и собственными чувствами.

Описанные факторы не являются унаследованными и могут быть прижизненно развиты индивидом.

В различных исследованиях также выделяют другие факторы резильентности[8]:

  • Жизнестойкость
  • Самовозвышение. Традиционно считалось, что психическое здоровье подразумевает принятие ограниченности собственных возможностей и знание негативных характеристик. Однако современные исследования показали, что нереалистичные и чрезмерно позитивные предубеждения относительно себя самого содействуют благополучию. Так, самовозвышение связано с высокой самооценкой. В то же время, оно ассоциируется с издержками: нарциссизмом и тенденцией производить негативное впечатление на окружающих.
  • Репрессивный копинг. «Репроссоры» склонны избежать негативных мыслей, эмоций и воспоминаний. В отличие от жизнестойкости и самовозвышения, действующих на уровне когнитивных процессов, репрессивный копинг работает на уровне эмоционально-ориентированных процессов, например эмоциональной диссоциации.
  • Позитивные эмоции и смех. В эмпирических исследованиях подтверждена связь между положительными эмоциями и резильентностью. Сохранение позитивных эмоций в период жизненных невзгод способствует гибкости мышления, снижает уровень дистресса, а также помогает индивиду восстановиться после стрессовых событий[10] . Позитивные эмоции способствуют поддержанию контактов с другими.
  • Твердость характера, определяемая как настойчивость и увлеченность в достижении долгосрочных целей, также положительно связана с резильентностью[11].
  • К внешним факторам, способствующим резильентности, относят благополучное социальное окружение: семью, в которой индивид имеет тесную связь не менее, чем с одним из ее членов, и эмоционально стабильного партнера; сообщества, например, получение поддержки и советов от коллег[12]

Развитие резильентности

Американская психологическая ассоциация в 2014 году опубликовала 10 способов развития резильентности[6]:

  1. Поддержание хороших отношений с членами семьи, друзьями и остальным окружением;
  2. Избегание рассмотрения кризисов и стрессогенных событий как невыносимых проблем;
  3. Принятие жизненных обстоятельств, которые нельзя изменить;
  4. Постановка реалистичных целей и деятельность, направленная на их достижение;
  5. Готовность предпринять решительные действия, оказавшись в неблагоприятной ситуации;
  6. Поиск возможностей для самопознания после переживания потери;
  7. Развитие самоуверенности;
  8. Сохранение долгосрочной перспективы и рассмотрение невзгод в более широком жизненном контексте;
  9. Поддержание веры в многообещающие перспективы, позитивные ожидания и визуализация желаемого;
  10. Забота о теле и духе, регулярные занятия спортом, внимание к собственным нуждам и чувствам.

Разработкой практических рекомендации для развития резильентности занимаются в когнитивно-поведенческой терапии и рационально-эмоциональной поведенческой терапии[13].

Критика

Понятие резильентности критикуется в связи с отсутствием согласия ученых относительно обобщенного определения данного психологического конструкта. Определение резильентности разными исследователями варьируется в зависимости от фокуса и задач работы[1].
Спорам также подвергаются индикаторы «хорошего» психологического и социального развития, особенно при исследовании резильентности в различных культурах и контекстах[14].
Брэд Эванс и Джулиан Рейд критикуют дискурс резильентности в связи с перекладыванием ответственности за реакцию на травмирующие события на единичного индивида, забывая о публично скоординированных усилиях, снимая ответственность с правительства[15].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Suniya S. Luthar, Dante Cicchetti, and Bronwyn Becker. The Construct of Resilience: A Critical Evaluation and Guidelines for Future Work // Child Development. — 2000. — Vol. 71, No. 3. — pp. 543—562.
  2. 1 2 3 4 Забелина Е. В., Кузнецова Д. К. Понятие психологической резильентности: основные теории // Вестник Челябинского государственного университета. — 2015. — № 1. — С. 10-13.
  3. 1 2 Masten A.S. Ordinary Magic. Resilience Processes in Development // American Psychologist. — 2011. — Vol. 56, No. 3. — pp. 227—238
  4. Werner E. E. Vulnerable but invincible: a longitudinal study of resilient children and youth. — New York: McGraw-Hill, 1989.- ISBN 0937431036.
  5. McCubbin M., Balling K., Possin P., Frierdich Sh., Bryne B. Family Resiliency in Childhood Cancer // Family Relation. — 2002. — Vol.51, No. 2. — pp.103-111.
  6. ↑ http://www.apa.org/helpcenter/road-resilience.aspx
  7. http://www.ecad.ru/rezilentnost-v-kontekste-socialnoj-politiki-i-socialnoj-raboty.html
  8. 1 2 3 Bonanno G.A. Loss, Trauma, and Human Resilience. Have We Underestimated the Human Capacity to Thrive After Extremely Aversive Events? // American Psychologist. — 2004. — Vol. 59, No. 1. — pp. 20-28.
  9. http://elena-rachkova.livejournal.com/7232.html
  10. 1 2 Fredrickson B. L.; Branigan, C. Positive emotions broaden the scope of attention and thought-action repertoires // Cognition & Emotion. — 2005. — Vol. 19, No. 3. — pp. 313—332.
  11. Duckworth A.L.; Peterson C.; Matthews,M.D.; Kelly D.R. Grit: perseverance and passion for long-term goals // J Pers Soc Psychol. — 2007. — Vol. 92, No. 6. — pp. 11087-1101.
  12. Werner, E. E. (1995). «Resilience in development». Current Directions in Psychological Science 4 (3): 81-85.
  13. Burt K. B.; Paysnick A. A. (2012). Resilience in the transition to adulthood // Development and Psychopathology. — 2012. — Vol. 24, No. 2. — pp. 493—505
  14. Evans Brad; Reid Julian Resilient Life: The Art of Living Dangerously. — Malden, MA: Polity Press, 2014

См. также

Психологическая резилентность.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52