Пол и интеллект

Пьер и Мария Кюри — супружеская пара, нобелевские лауреаты

Пол и интеллект — гипотеза о прямой связи интеллектуальных способностей и особенностей мышления человека с биологическим полом. За время своего существования гипотеза не получила достоверных подтверждений, но является весьма распространённой — как в узких кругах специалистов, так и в обществе в целом. Данная гипотеза иногда используется в качестве довода для оправдания и/или обоснования дискриминации по половому признаку — сексизма.

Содержание

Общие сведения

Существует точка зрения, согласно которой мужчины умнее и талантливее женщин. В доказательство этого обычно приводят тот факт, что среди мужчин намного больше выдающихся учёных, изобретателей, художников и проч. Результаты научных исследований, подтверждающих или опровергающих наличие разницы в интеллекте и задатках у мужчин и женщин, довольно противоречивы. Среди факторов, влияющих на развитие интеллекта, называются гены, наследственность, размеры и строение мозга, социальное и культурное окружение, воспитание и образование.

История

Интеллект и различия в умственных способностях людей изучаются с середины XIX века. Среди первых исследователей, занимавшихся этими вопросами, были The Descent of Man, 1871) встречаются такие сравнения: «Мужчина смелее, агрессивнее, энергичнее и изобретательнее женщины. В абсолютном измерении мозг мужчины больше, хотя соотношение величины мозга и массы тела в полной мере не выяснено. У женщины лицо круглее; Она созревает раньше, чем мужчина». С развитием психологии и статистических методов стали накапливаться систематизированные данные о связи интеллекта и пола, хотя до сих пор не существует согласия о том, что такое интеллект и насколько объективны способы его измерения.

Общее интеллектуальное развитие

Для оценки умственных способностей человека используются стандартизированные тесты на интеллект. Самыми распространёнными являются тесты, определяющие коэффициент интеллекта (так называемые IQ-тесты, например, Тест Айзенка). Однако существуют и другие тесты, оценивающие способности человека. Изучение разницы в интеллектуальных способностях мужчин и женщин основывается на анализе тестирований в школах, университетах и в армии США и Западной Европы. В России тестирования интеллекта появились недавно, поэтому данные о таких различиях отсутствуют.

В некоторых исследованиях мужчины демонстрируют более высокий коэффициент интеллектуальности (см. работы Линна, а также Stumpf & Jackson, 1994). Вторичный анализ результатов шести широкомасштабных тестирований, проведённых в США с 1960 по 1992 годы, показал, что в среднем по всем тестам у мужчин результаты выше[1]. Тесты включали проверку различных способностей, в частности, способности чтения, словарный запас, математика, пространственная ориентация, ассоциативное мышление и память и проч. Женщины набирали больше очков в тестах на чтение, скорость восприятия и ассоциативное мышление. В целом, средняя разница между мужчинами и женщинами была невелика. В заключении авторы подчёркивают, что данные анализа не позволяют судить о причинах существующих различий между результатами тестирования у мужчин и женщин.

В других исследованиях разница между коэффициентами интеллектуальности у девочек (100,64) и у мальчиков (100,48) оказалась статистически незначимой[2]. Значимым было лишь среднее квадратическое отклонение (14,1 для девочек и 14,9 для мальчиков). Девочек было на 2 % больше в диапазоне 90—115 очков IQ-теста, в то время как мальчиков было больше в диапазонах 50—60 и 130—140 очков. Изучив более 2000 статей и книг, опубликованных после 1966 года, авторы книги «Психология половых различий» (Maccoby and Jacklin, 1974) пришли к выводу, что большинство утверждений о различиях между полами необоснованны. В большинстве IQ-тестирований разница в результатах у мужчин и женщин либо отсутствует, либо является статистически незначимой. Единственное эмпирически подтвержденное различие существует в задачах на пространственное вращение, с которыми мужчины в среднем справляются лучше.

На способности к интеллектуальной деятельности косвенно влияют факторы, имеющие гендерную природу. Например, женщины в силу сложившихся биологических и социальных обстоятельств не могут полностью окунуться в работу[3].

Примечания

  1. Hedges & Nowell, 1995
  2. Deary et al., 2003
  3. Экологические модели объяснили, почему в науке мало успешных женщин. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 4 августа 2012.

Литература

  • Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — С. 63–71.
  • Аллан Пиз, Барбара Пиз, Язык взаимоотношений. (Why men don't listen and women can't read maps, 1998)
  • Belkhir, J. A., & Duyme, M. (1998). Intelligence and race, gender, class: The fallacy of genetic determinism; Rethinking intelligence from the position of the oppressed. Race, Gender & Class, 5(3).
  • Cai J. (2002). Exploring gender differences of U.S. and Chinese students in their solution processes of solving routine and nonroutine mathematical problems. Research in Middle Level Education, 26 (1).
  • Deary, I.J., Thorpe, G., Wilson, V. et al. (2003). Population sex differences in IQ at age 11: the Scottish mental survey 1932. Intelligence, 31, 533—542.
  • Haier, R.J., Jung, R.E., Yeo, R.A., et al.(2005) The neuroanatomy of general intelligence: sex matters. NeuroImage, 25, 320—327.
  • Halpern, D. F. (1992). Sex differences in cognitive abilities. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Association, Publishers.
  • Hedges, L.V., & Nowell, A. (1995). Sex differences in mental test scores, variability, and numbers of high-scoring individuals. Science, 269, 41-45.
  • Lynn, R., Irwing, P., & Cammock, T. (2002). Sex differences in general knowledge. Intelligence, 30, 27-40.
  • Lynn, R. (1999). Sex differences in intelligence and brain size: a developmental theory. Intelligence, 27, 1-12.
  • Maccoby, E.E. & Jacklin, C.N. (1974). The psychology of sex differences. Stanford, CA: Stanford University Press.
  • Stumpf, H. & Jackson, D. N. (1994). Gender-related differences in cognitive abilities: evidence from a medical school admissions program. Personality and Individual Differences, 17, 335—344.

Ссылки

  • Шифанова И. Интеллект, творчество и стереотипы. «Женщина Плюс…», 2001, N 1.
  • Sex Differences in the Brain, by Doreen Kimura, Scientific American
  • Men and Women Achieve Intelligence Differently, by Janis Kelley, NeuroPsychiatry Reviews
  • Sex Differences in Brain Gray and White Matter in Healthy Young Adults: Correlations with Cognitive Performance


Пол и интеллект.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52