Пожар на авианосце «Форрестол» (1967)

Горящий авианосец «Форрестол» и эсминец DD-851 «Рупертус»

Пожар на авианосце «Форрестол» (1967) — один из самых значительных инцидентов с авианосцами США, произошедший 19°09′05″ с. ш. 107°23′05″ в. д. / 19.151389° с. ш. 107.384722° в. д. (G) (O).

По официальному заключению, пожар начался после самопроизвольного пуска неуправляемой ракеты «Зуни» под действием случайного броска напряжения в цепях одного из стоявших на палубе самолётов F-4 «Фантом». Самолёт готовился к нанесению удара по территории Вьетнама в ходе участия США в войне во Вьетнаме (1965—1973 годы).

В результате инцидента погибло 134 и ранен 161 человек. Материальный ущерб составил $75 млн, не считая стоимости сгоревших самолётов[1][2].

Содержание

Предыстория

В момент возникновения пожара авианосец находился на «Янки стейшн» (англ. Yankee Station, станция янки) — географической точке в Тонкинском заливе, откуда авианосцы США обычно наносили удары по Северному Вьетнаму. За предыдущие четыре дня авиагруппа совершила 150 боевых вылетов и ощущала нехватку боеприпасов — 454-кг бомб Mk 83. Чтобы быстро восполнить нехватку, с судна снабжения AE-19 «Даймонд-Хед» (англ.)русск. были загружены бомбы AN-M65 времён второй мировой войны. Эти бомбы использовали в качестве взрывчатки «композицию B», тогда как современные 227-кг Mk 82 и 454-кг Mk 83 бомбы сняряжались более температуроустойчивой взрывчаткой «композиция H6». Считается, что это обстоятельство усугубило тяжесть инцидента[3].

Хронология событий

Носовая часть полётной палубы «Форрестола». Наиболее вероятной причиной инцидента стал самолёт под номером 110

29 июля 1967 года, около 10:50 по местному времени, во время подготовки самолётов ко второму вылету 127-мм неуправляемый реактивный снаряд Mk 32 «Zuni», находившийся в подкрыльевой кассетнице LAU-10 самолёта F-4, неожиданно сработал из-за скачка напряжения при переключении с внешнего источника питания на внутренний.

Ракета перелетела через полётную палубу и ударила в подвесной топливный бак под крылом готовившегося к взлёту штурмовика A-4 Skyhawk с бортовым номером 405[4]. За штурвалом находился капитан 3 ранга Фред Уайт (LCDR Fred D. White)[1][5]. Благодаря предохранительному механизму ракета не взорвалась, однако бак сорвало с крыла и выплеснувшееся из него топливо JP-5 воспламенилось. От перегрева начали взрываться топливные баки других самолётов[6], и пламя стало распространяться по палубе[4]. Через несколько минут начали взрываться бомбы[7].

Первой через полторы минуты после начала пожара взорвалась бомба старого образца AN-M65, сорвавшаяся с подвески одного из самолётов. Взрыв разрушил самолёт, сделал пробоину в палубе и разлетевшейся шрапнелью убил находившуюся на палубе пожарную команду, кроме трёх человек, которые были тяжело ранены. Шрапнель также пробила топливные баки двух стоявших рядом самолётов.

Всего на палубе взорвалось девять бомб, из них восемь AN-M65 старого образца с взрывчаткой типа «Composition B» и одна новая, сдетонировавшая при близком разрыве AN-M65. Бомбы пробили в бронированной палубе большие отверстия, через которые горящее топливо стало стекать внутрь, в жилые помещения и на палубу ангара.

Огонь на полётной палубе был локализован в 12:15, во внутренних помещениях — к 13:42. Полностью пожар был потушен в 04:00 следующего утра.

В 20:54 к авианосцу подошло госпитальное судно AH-16 «Repose» и в 22:53 начало снимать с корабля убитых и раненых.

Последствия

«Форрестол» через месяц после пожара
Системы орошения палубы начали применяться на авианосцах США после пожара на «Форрестоле». На снимке — CV-42 «Франклин Рузвельт»

В результате пожара погибли 134 члена экипажа[8] и 161 был ранен[1]. Многие самолёты были сброшены за борт во избежание возгорания и взрывов. Из военно-морского регистра был вычеркнут 21 самолёт (7 F-4 Phantom II, 11 A-4E Skyhawk и 3 RA-5C Vigilante). Пожар показал, что на палубе необходимо иметь тяжёлые бронированные автопогрузчики, поскольку попытки сбрасывать самолёты за борт силами команды оказались неэффективными.

С 31 июля по 11 августа «Форрестол» был пришвартован к пирсу Лейте (Leyte Pier) военно-морской базы Кьюби-Пойнт (Naval Air Station Cubi Point) на Филиппинах для срочного ремонта. 12-13 сентября авианосец отбыл в Мэйпорт (Naval Station Mayport), где выгрузил самолёты и персонал авиагруппы. 14 сентября авианосец вернулся в Норфолк и с 19 сентября 1967 года по 8 апреля 1968 года проходил ремонт на верфи Norfolk Naval Shipyard[4].

Flags and photos displayed at a 40th anniversary memorial ceremony in Norfolk, VA.

Расследование

Хотя следствию не удалось установить точной последовательности событий, оно выявило потенциальные причины трагедии, включая проблемы в электрических схемах пусковой установки LAU-10 для ракет Zuni, а также использование устаревших 454-кг боеприпасов, некоторые из которых, судя по маркировке на найденных осколках, датировались 1953 годом[4]. Непосредственной причиной ложного срабатывания ракеты было признано нарушение регламента работы с боеприпасами. Согласно регламенту, подключение электрического разьёма («pigtail» connection) к пусковой установке LAU-10 и удаление предохранительной чеки (triple ejector rack, TER) разрешалось только после заезда самолёта на катапульту. На «Форрестоле» же подключение разъёма зачастую происходило на складе боеприпасов. Если после этого по какой-то причине чека оказывалась удалённой (сильный порыв ветра мог выдернуть чеку за привязанную к ней широкую ленту), не исключалаось срабатывание ракеты от броска напряжения при переключении самолёта с внешнего источника электроснабжения на внутренний[7].

Фото

USS Enterprise (CVN-65)

См. также

Примечания

  1. ↑ The Impact of the USS Forrestal's 1967 Fire on United States Navy Shipboard Damage Control» (PDF) (Army Command and General Staff College, Fort Leavenworth, KS). Проверено 2008-09-02.
  2. USS Forrestal (CVA 59).
  3. AN-M65 1,000-lb. Bomb. USAF. Проверено 30 июля 2010.
  4. ↑ DANFS — Forrestal. DANFS.
  5. Veterans salute sailors killed aboard carrier, Hampton Roads, The Virginian Pilot (28 июля 2007), стр. 1 and 8. Проверено 28 июля 2007.
  6. За штурвалом соседнего самолёта A-4, отмеченного на схеме номером 416, находился капитан Джон Маккейн, будущий кандидат в президенты США.
  7. 1 2 Freeman Gregory A. Sailors to the End: The Deadly Fire on the USS Forrestal and the Heroes Who Fought It. — HarperCollins, 2004. — P. 123, 124. — ISBN 0-06-093690-8
  8. August 1967 list of casualties.

Ссылки

  • A complete account of the 1967 Forrestal fire can be found in the book Sailors to the End by Gregory A. Freeman. 2002. HarperCollins. ISBN 0-06-093690-8
  • US Navy. Forrestal fire. Naval Aviation News, October 1967.
  • US Navy Safety Center. Personal account of (LCdr. Robert «Bo» Browning) the USS Forrestal fire, 29 July 1967.
  • Virtual Wall — A Memorial to the men who died in the Forrestal fire
  • US Navy. Witness to History: USS Forrestal Fire. 1 August 2002.
  • NAVAIR Warfighter’s Encyclopedia. Did You Know — The terrible fire aboard the USS Forrestal was the worst single Naval casualty event of the Viet Nam War?(недоступная ссылка)
  • US Navy Damage Control Museum. Forrestal Fire
  • NavSource.org — The Forrestal Fire, 29 July 1967, Ship’s Logs
Video
  • Video of USS Forrestal Mishap 29 July 1967 на YouTube
  • Trial by Fire: A Carrier Fights for Life (US Navy Training film via Internet Archive)


Пожар на авианосце «Форрестол» (1967).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52