Плавучая мастерская (сокращённо — плавмастерская, аббревиатура — ПМ[1]) — судно обеспечения, предназначенное для ремонта кораблей и судов, их оружия и технических средств в районах, удалённых от основных пунктов базирования. Плавучие мастерские оборудуются необходимым станочным оборудованием, подъёмными устройствами, сварочными агрегатами и т. п., а также укомплектуются квалифицированным личным составом. Как правило, плавмастерские имеют водоизмещением от 4 000 до 20 000 т, скорость до 18 узлов и оборонительное вооружение.
Содержание |
До 1917 года плавучие мастерские имелись в составе русского флота[1].
Учитывая дореволюционный опыт, а также опыт применения ВМС США во время Второй мировой войны на Тихом океане, руководство ВМФ СССР приняло решение о строительстве серии плавучих мастерских. В конце 1950-х — начале 1960-х годов были построены две серии плавмастерских проекта 725 (предназначались для обслуживания только надводных кораблей) и проекта 725А — для обслуживания подводных лодок. Всего по проектам 725 и 725А было построено 5 плавмастерских[1].
Самыми массовыми плавмастерскими в ВМФ СССР стали суда «польской» постройки различных проектов. Сотрудничество между СССР и Польшей в вопросах строительства судов обеспечения этого подкласса велось, начиная с постройки первой плавмастерской проекта В-30, созданной на базе углерудовоза. Шесть кораблей этого проекта были признаны недостаточно удачными и уже в начале 1960-х годов часть из них была переоборудована в плавбазы и плавказармы, а в 1970-х годах большинство из них было списано на слом[1].
Наиболее удачными и массовыми плавучими мастерскими «польской» постройки стали пламастерские проекта 300, 301, 303 и 304. Их строительство продолжалось с 1963 по конец 1980-х годов на Щецинской судоверфи в Польше. Всего было построено более 40 единиц[1].
Это заготовка статьи о флоте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Плавучая мастерская.