Как настроить пифагорейский строй, пифагорейский строй для чайников, музыка сфер пифагорейский строй теорема пифагора, пифагорейский строй частоты

Пифагорейский строй, Пифагоров строй — сформулированный в соответствии с математическими расчётами интервальных величин, свойственными пифагорейской школе гармоники, способ построения отношений между звуками определённой высоты. Со времён поздней античности (Никомах, Ямвлих, Боэций и др.) приписывался Пифагору. Абстрактно-математическое представление о пифагоровом строе (как квинтовой цепи) сложилось в эпоху западноевропейского барокко.

Обычно представляется в виде последовательности квинт (или кварт), например, так (цепь из 6 квинт от звука фа):

FCGDAEH

или в виде диатонической гаммы:

C D E F G A H C
1 9/8 81/64 4/3 3/2 27/16 243/128 2
Целый тон Целый тон Лимма Целый тон Целый тон Целый тон Лимма
8 : 9 8 : 9 243 : 256 8 : 9 8 : 9 8 : 9 243 : 256
203,91 ц 203,91 ц 90,22 ц 203,91 ц 203,91 ц 203,91 ц 90,22 ц

В западной музыке пифагорейскому строю приписывается роль основы не только для античной монодии, но также и для полифонической музыки Средневековья. Музыкальные теоретики по сей день продолжают описывать интервалы опираясь на пифагорейский строй, хотя певческая, а затем инструментальная многоголосная тональная музыка не позже XVI века начала осваивать чистый строй. В сравнении с последним, пифагорейский является октавно-квинтовым строем, порождаемым натуральными интервалами чистой октавы (1:2) и чистой квинты (2:3)[1]. Для всех занятых в интервальных соотношениях пифагорейского строя чисел истинно, что в их канонических представлениях не существует простых чисел величиной более 3-х. По этой причине пифагорейский строй ещё называют настройка предела 3 (англ. 3-limit tuning).

Содержание

Таблица интервалов пифагорова строя

В следующей таблице показаны интервалы пифагорова строя, не превосходящие октаву, и получаемые не более чем 18-ю квинтовыми шагами. Диатонические интервалы (то есть возникающие в пифагоровой 7-ступенной диатонике и получаемые не более чем 6 квинтовыми шагами) выделены жирным шрифтом. Обычным шрифтом отмечены хроматические интервалы (возникающие, наряду с диатоническими интервалами, в 12-ступенном пифагоровом октавном звукоряде, и получаемые 7—11-ю квинтовыми шагами). Остальные, «дихроматические» (или «энармонические»), интервалы, получаемые 12—18 квинтовыми шагами, выделены курсивом. Эти последние (за исключением пифагоровой коммы, соответствующей увеличенной септиме без октавы, и уменьшённой ноны) соответствуют дважды увеличенным и уменьшенным интервалам диатоники.

Сокращения: «м.» — малая; «б.» — большая; «ум.» — уменьшённая; «ув.» — увеличенная.

В колонках Q и O таблицы показаны соответственно количества квинт и октав, откладыванием которых получается данный интервал (при этом положительным числам соответствует откладывание вверх, а отрицательным — вниз). Например, уменьшённой септиме соответствуют значения Q = −9 и O = 6, то есть уменьшенная септима получается откладыванием от данного звука (высоты) 9-ти квинт вниз и 6 октав вверх; таким образом, она имеет отношение частот звуков, равное

При этом число О (для интервалов, меньших октавы) однозначно определяется числом Q, находясь от него в функциональной зависимости, определяемой формулой:

где — целая часть числа [2].

Далее, каждый из интервалов, указанных в таблице, однозначно представляется как сложенный из T целых тонов (указанных в колонке T), L лимм (колонка L) и K пифагоровых комм (колонка K), при ограничениях

.

Как видно из таблицы, для диатонических интервалов имеет место одно из трёх пар равенств: и , либо и , либо и (то есть диатонический интервал всегда равен либо целому числу тонов, либо целому числу тонов с прибавленной лиммой, либо меньше целого числа тонов на пифагорову комму). Для хроматических интервалов, сверх того, могут иметь место соотношения и , либо и , а «дихроматических» (выделенных курсивом) — также и , либо и .

Название Q O T L K Отношение Величина
в центах
Ступень
от c
Дополнительные
примеры
унисон, прима 0 0 0 0 0 1:1 0,00 c  
пифагорова комма
(ув. септима без октавы)[3]
12 -7 0 0 1 531441:524288 23,46 His des—cis, fes—e, a—gisis
дважды ум. терция -17 10 0 1 -1 134217728:129140163 66,76 eseses[4] cis—eses, eis—ges
лимма, м. секунда,
меньший (диатонический) полутон
-5 3 0 1 0 256:243 90,22 des e—f, cis—d, des—eses
апотома, ув. прима,
больший (хроматический) полутон
7 -4 0 1 1 2187:2048 113,69 cis cis—cisis, des—d,
eses—es
ум. терция -10 6 1 0 -1 65536:59049 180,45 eses cis—es, e—ges
целый тон, б. секунда 2 -1 1 0 0 9:8 203,91 d d—e, e—fis, B—c,
des—es, cis—dis
дважды ув. прима 14 -8 1 0 1 4782969:4194304 227,37 cisis ces—cis, deses—d
дважды ум. кварта -15 9 1 1 -1 16777216:14348907 270,67 feses cis—fes, fis-b, cisis—f
полудитон, м. терция -3 2 1 1 0 32:27 294,13 es d—f, es—ges
ув. секунда 9 -5 1 1 1 19683:16384 317,60 dis des—e, es—fis
ум. кварта -8 5 2 0 -1 8192:6561 384,36 fes cis—f, fis—b, dis—ges
дитон, б. терция 4 -2 2 0 0 81:64 407,82 e d—fis, eis-gisis
дважды ув. секунда 16 -9 2 0 1 43046721:33554432 431,28 disis ces—dis, es—fisis
дважды ум. квинта -13 8 2 1 -1 2097152:1594323 474,58 geses cis—ges, disis—a
кварта -1 1 2 1 0 4:3 498,04 f d—g, ces—fes
ув. терция 11 -6 2 1 1 177147:131072 521,51 eis des—fis, deses—f
дважды ум. секста -18 11 3 0 -2 536870912:387420489 564,81 aseses[4] cisis—as, cis—ases
ум. квинта
(комматический тритон[5])
-6 4 3 0 -1 1024:729 588,27 ges cis—g, H—f, e—b
тритон, ув. кварта 6 -3 3 0 0 729:512 611,73 fis f—b, des—g
дважды ув. терция 18 -10 3 0 1 387420489:268435456 635,19 eisis des—fisis, eses—gis
ум. секста
(«волчья квинта» пифагорова строя)
-11 7 3 1 -1 262144:177147 678,49 ases cis—as, Gis—es
квинта 1 0 3 1 0 3:2 701,96 g d—a, dis—ais
дважды ув. кварта 13 -7 3 1 1 1594323:1048576 725,42 fisis des—gis, deses—a
дважды ум. септима -16 10 4 0 -2 67108864:43046721 768,72 heseses[4] cis—heses, cisis—b
м. секста -4 3 4 0 -1 128:81 792,18 as d—b, dis-h
ув. квинта (тетратон) 8 -4 4 0 0 6561:4096 815,64 gis des—a, eses—b
ум. септима -9 6 4 1 -1 32768:19683 882,40 heses cis—b, Gis—f
б. секста 3 -1 4 1 0 27:16 905,87 a d—h, Es—c
дважды ув. квинта 15 -8 4 1 1 14348907:8388608 929,33 gisis des—ais, deses—a
дважды ум. октава -14 9 5 0 -2 8388608:4782969 972,63 ceses1 Dis—des, Disis—d
м. септима -2 2 5 0 -1 16:9 996,09 b G—f, Des—ces
ув. секста (пентатон) 10 -5 5 0 0 59049:32768 1019,55 ais des—h, deses—b
ум. октава -7 5 5 1 -1 4096:2187 1086,31 ces1 Cis—c, Des—deses
б. септима 5 -2 5 1 0 243:128 1109,78 h cis—his
дважды ув. секста 17 -9 5 1 1 129140163:67108864 1133,24 aisis ces—ais, Eses—cis
ум. нона -12 8 6 0 -2 1048576:531441 1176,54 deses1 Dis—es, Eis—f
октава 0 1 6 0 -1 2:1 1200,00 c1  


См.также

Ссылки

  • Margo Schulter. Pythagorean Tuning and Medieval Polyphony
  • Интервальные таблицы Гуго Римана

Примечания

  1. Натуральные интервалы, или интервалы натурального звукоряда между 1-м и 2-м, 2-м и 3-м обертонами обозначены соотношениями 1:2 и 2:3 соответственно
  2. Указанная формула получается логарифмированием неравенства , однозначно определяющего зависимость величины O от величины Q.
  3. Увеличенная септима пифагорова строя (например, chis) шире октавы (cc1) на пифагорову комму.
  4. 1 2 3 Орфография буквенного обозначения ступени, отстоящей от с на данный интервал (дважды уменьшенная терция, секста или септима) требует указания «тройного бемоля» (-eseses), обозначающего понижение соответствующей диатонической ступени (в данном случае соответственно e, a и h) на три хроматических полутона; примеры тех же интервалов между другими ступенями, не требующими «тройных знаков альтерации», см. в колонке «Дополнительные примеры».
  5. То есть тритон, уменьшенный на (пифагорову) комму.

Как настроить пифагорейский строй, пифагорейский строй для чайников, музыка сфер пифагорейский строй теорема пифагора, пифагорейский строй частоты.

Клопшток, Фридрих Готлиб, Sony VAIO P series, Калиникос Креанга.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52