Пенаты (усадьба)

60°10′00.37″ с. ш. 29°52′04.74″ в. д. / 60.166771, 29.867985 (G) (O)

Музей-усадьба И. Е. Репина Пенаты, Репино
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810298000объект № 7810298000
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810298001объект № 7810298001
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810298002объект № 7810298002
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810298003объект № 7810298003
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 540-026
рус. • англ. • фр.

Пена́ты — музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Куоккала) Курортного района Санкт-Петербурга;  памятник архитектуры (федеральный), Приморское шоссе, 411.

Схема усадьбы

Содержание

История

В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником, автором «Ивана Грозного» и «Царевны Софьи», «Бурлаков» и «Крестного хода», «Отказа от исповеди» и «Ареста пропагандиста», «Заседания государственного совета», портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Много лет он являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок. Вскоре после того как Репин обосновался в Пенатах, он стал профессором и руководителем художественной мастерской в Академии художеств, а с 1898 года — ректором Академии.

Эти многочисленные обязанности и заставили Репина искать дом в окрестностях Санкт-Петербурга: с одной стороны, из Куоккалы было удобно добираться до города, с другой — место на берегу Финского залива было достаточно уединённым, и Репин мог работать спокойно и без помех. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Изображения этих божков, пенатов, можно увидеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина. Уникальным, ни на что не похожим остается и дом Репина. В доме два этажа, и на первом из них находится скульптурная мастерская, а также жилые комнаты: кабинет хозяина, гостиная и столовая.

Элемент фасада дома

В доме на знаменитых «репинских средах» бывали Максим Горький, Корней Чуковский, сюда приходили Маяковский, Есенин, Леонид Андреев, Давид Бурлюк, Короленко, Куприн, народоволец Морозов, композиторы Лядов, Глазунов и многие другие. Репин прожил в усадьбе 30 лет, здесь он умер и здесь же был похоронен.

Настоящее время

В XXI веке усадьба является памятником культурно-исторического наследия федерального уровня охраны, включающим 3 объекта (жилой дом, могила И. Е. Репина, парк) и наследием ЮНЕСКО в целом на основании:

Мемориальный музей в доме Репина был открыт в 1940 году, но во время ВОВ здание сгорело дотла. После Победы дом был восстановлен, и музей открылся вновь 24 июля 1962 года.

Усадьба названа «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Изображение этих божков, пенатов, можно видеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». У колодца «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Здесь летом по воскресеньям устраивались собрания жителей Куоккалы, проходили лекции и танцы под гармонику и балалайку… Площадь Гомера была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, покрытых Репином смолой. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». В конце жизни Репин изъявил желание навсгда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева.

— Первушина Е. В. Усадьбы и дачи петербургской интеллигенции XVIII — начала XX века. СПб. 2008, с. 312—331

Фотографии

Веранда «Пенат»

Примечания

Ссылки

  • Музеи России
  • Российская Академия художеств
  • Биография И. Е. Репина
  • Прибульская. Репин в Петербурге
  • Список Всемирного наследия Юнеско (объект 540, подобъект 026)
  • Описание музея. Как добраться.

Литература

  • Карпенко М. А., Кириллина Е. В., Левенфиш Е. Г., Прибульская Г. И., Садкова Н. В. «Пенаты». Музей-усадьба И.Е.Репина: Путеводитель. — М.–Л.: Искусство, 1965.
  • Пенаты. Музей-усадьба И. Е. Репина: Путеводитель / Авторы: Карпенко М. А., Кириллина Е. В., Левенфиш Е. Г., Прибульская Г. И.; Под ред. Е. Г. Левенфиш. Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР. — Л.: Советский художник, 1969. — 112, [4] с. — 75 000 экз.
  • Карпенко М. А. и др. Музей-усадьба Репина «Пенаты». Путеводитель с иллюстрациями. — Л.: Лениздат, 1976. — 88 с.
  •  Первушина Е. В. Усадьбы и дачи петербургской интеллигенции XVIII — начала XX века. — СПб.: Паритет, 2008. — С. 314—315.
  • Kenneth Hudson, Ann Nickols. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. — Houndmills, Basingstok: 1985. — P. 807.


Пенаты (усадьба).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52