Николай Иванович Пейко | ||||||
Дата рождения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения | ||||||
Дата смерти | ||||||
Место смерти | ||||||
Страна | ||||||
Профессии | ||||||
Жанры | ||||||
Сотрудничество |
МГК имени П. И. Чайковского, Российская академия музыки имени Гнесиных |
|||||
Награды |
|
Никола́й Ива́нович Пейко́ (1916 — 1995) — выдающийся русский композитор, дирижёр, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1947, 1951).
Содержание |
Н. И. Пейко родился 12 (25) марта 1916 года в Москве. В 1933—1937 годах обучался в музыкальном училище при МГК имени П. И. Чайковского у И. В. Способина (теоретические дисциплины). В 1940 году окончил МГК имени П. И. Чайковского, где учился у Н. Я. Мясковского (композиция), Н. П. Ракова (оркестровка), В. А. Цуккермана (анализ музыкальных форм). В 1943 году Пейко начал преподавать в консерватории, сначала в качестве ассистента Д. Д. Шостаковича и Николая Мясковского, а вскоре возглавил собственный композиторский класс. Пейко также был руководителем композиторской кафедры в Институте имени Гнесиных (с 1958 года — профессор). Принадлежит к числу крупнейших композиторов-симфонистов России ХХ столетия. Н. Пейко — один из самых авторитетных после Мясковского композиторов-педагогов московской композиторской школы. Снискал репутацию выдающегося энциклопедиста своего времени. Воспитал более 50 композиторов, среди которых Юрий Абдоков, София Губайдулина, Алексей Ларин и другие.
Н. И. Пейко умер 1 июля 1995 года в Москве. Похоронен на Домодедовском кладбище рядом с женой, Ириной Михайловной Пейко-Оболенской.
Стиль Пейко связан с традициями русской и западной симфонической музыки, в том числе — сочинениями Н. Я. Мясковского. В поздний период творчества экспериментировал с двенадцатитоновой техникой, оставаясь приверженцем традиционного ладово-тонального мышления. Произведения композитора отличаются яркой и изысканной оркестровкой и поэтической глубиной. Цикл симфоний Пейко принадлежит к числу наиболее значимых в европейской симфонической культуре ХХ века. Композитор обладал редким аналитическим даром, что способствовало написанию ряда блестящих критических статей и эссе, в том числе о 27-й симфонии Мясковского, инструментальных миниатюрах О. Мессиана, В. Лютославского и др. Большое влияние на творческое мышление композитора оказало его серьезное (в продолжение всей жизни) увлечение шахматами.
Это заготовка статьи о композиторе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Пейко, Николай Иванович.