Пасха мёртвых 2023, пасха мёртвых когда 2023, когда пасха мёртвых

Перейти к: навигация, поиск
Пасха мёртвых
Тип народно-православный
иначе Навский Велик-день
Значение «пробуждение нави»
Отмечается восточными славянами
в период с со страстного четверга по четверг Светлой недели, в зависимости от региона
Традиции обязательное посещение могил предков
Связан с Пасхой (Велик-днём)

Пасха мёртвых (Навьи проводы, укр. Мертвецький Великдень, Навський Великдень, белор. Жильник, Нуськи великдзень, Навский четверг) — традиционный праздник восточных славян. Имеет древние дохристианские корни. В зависимости от региона, отмечается перед Пасхой, на Пасху или после неё.

Содержание

В Чистый четверг

«Навський Великдень» (укр.), Жильник (белорус.), Чистый четверг — название дня.

На Киевщине, Подолье и Левобережье «чистый четверг» — Навский Великдень (навь, др.рус. — покойник, потусторонний мир). По старым поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших «потустороннего мира»: первый раз в «чистый четверг», второй раз — когда цветёт жито (вероятно на Семик), и третий раз — на Спас. Сохранились мифологические рассказы о выходе мёртвых в Страстной четверг в севернорусских и русинскихлемков) материалах[1][2].

На Украине и в Белоруссии считают, что на Навский Великдень покойники проводят своё богослужение и каются в грехах. В этот день они не боятся ни креста, ни молитвы, а как увидят живого человека, то стараются задушить. Для того, чтобы покойники не задушили, необходимо обливаться водой: «мертвецы боятся мокрого»[2] (также см. Поливальный понедельник). Вероятно «чистый четверг» — не что иное, как отголосок языческого Навиного дня. По одной из легенд бог-громовник Перун просыпался от зимней спячки только после того, как его намочит первый дождь и в первую же грозу поражал всякую нечисть.

На русско-белорусском пограничье, на востоке Белоруссии и на западно-русских территориях в Страстной четверг жгут большие общесельские костры[3].

В некоторых местах в этот день возжигали новый, молодой, «живой огонь» взамен старого, изжившего себя и потерявшего силу. Для этого обычно приносили домой с вечернего богослужения горящую свечу, от которой зажигали лампады и огонь в печи[4]. Иногда для добывания огня применялся весьма архаичный обряд — его вытирали женатые мужчины при помощи деревянных палки и плашки[5]. Огню, добытому в Великий четверг, приписывалась большая магическая сила. Та же магическая, целительная и защитная сила приписывалась и испечённому в этот день хлебу[6], и особо приготовленной соли[7]. Многие ритуалы Великого четверга были связаны с «магией первого дня» и нацелены на удачу в личной жизни, хорошие урожаи, благополучие скота, защиту дома и крестьянского двора от злых сил[8] и т. д.

На Пасху

На юге России в день Пасхи совершается поминовение предков, основанные на представлении о «Пасхе мертвых» или «Навьих проводах», согласно которому в канун Пасхи Господь открывает рай и ад (знаком чего являются открытые в церкви царские врата) и выпускает с «того света» души умерших, чтобы они могли посетить свои дома и отметить свою Пасху. С этим у восточных и южных славян связано поверье о том, что в течение всей пасхальной недели (либо в период от Пасхи до Вознесения) Христос ходит по земле и каждый умерший в это время человек попадает прямо в рай.

После утреней службы в первый день Пасхи ходят христосоваться с усопшими на кладбище, зарывают яйцо в могилу[9]. Поминовение умерших на Светлой неделе противоречит церковному канону (как несооместимое с радостью по поводу Воскресения Христа) и сохранило статус сугубо народного обычая[10].

Считалось, что на Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак со свечой, горящей ещё с заутрени, можно увидеть домового.

На Светлой неделе

Первый четверг после Пасхи белорусы называли — «Навский четверг». В Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень — пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины — рушники, и каждый — ленту».

См. также

Примечания

  1. Агапкина, 2002
  2. 1 2 Воропай, 1991
  3. Агапкина (Костер), 2004, с. 621
  4. Четверговая свеча // Российский Этнографический Музей
  5. Вытирание огня // Российский Этнографический Музей
  6. Четверговый хлеб // Российский Этнографический Музей
  7. Четверговая соль // Российский Этнографический Музей
  8. Верес // Российский Этнографический Музей
  9. Даль, 2002
  10. Агапкина, 2004, с. 642

Литература

  1. Агапкина Т. А. Костер // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 620–6271. — ISBN 5-7133-1207-0.
  2. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  3. Агапкина Т. А. Пасха // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 641-646. — ISBN 5-7133-1207-0.
  4. Воропай О. Звичаї нашого народу. — К.: Оберіг, 1991.
  5. В. И. Даль Пасха // Толковый словарь Даля, 1867. — М.: Олма-пресс, 2002. — Т. 2. — ISBN 5-224-03584-8.

Пасха мёртвых 2023, пасха мёртвых когда 2023, когда пасха мёртвых.

Улица Крамского (Москва), Список игроков ФК «Ливерпуль» (100 и более матчей).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52