Пассажирские перевозки из Санкт-Петербурга в Финляндию осуществляются всеми основными видами транспорта — морским, железнодорожным, авиационным и автодорожным. Без пересадок из Санкт-Петербурга можно добраться до финских населенных пунктов — Хельсинки, Вантаа, Порвоо, Хамина, Котка, Лаппеэнранта, Иматра, Коувола, Савонлинна, Лахти, Миккели, Варкаус, Куопио, Йоэнсуу, Ювяскюля, Хямеэнлинна, Тампере, Эспоо, Турку и др.
По сведениям финской телерадиокомпании YLE, из 4,3 млн туристов, посетивших Финляндию в мае-октябре 2011 года, свыше 1,7 млн составляли туристы из России,[1] а 80 % из них прибыло в страну из Санкт-Петербурга.[2][3]
В ноябре 2012 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подчеркнул важность развития новых транспортных маршрутов между Россией и Финляндией, в том числе и по запланированному прямому железнодорожному сообщению Санкт-Петербург — Иматра.[4]
Существование прямого скоростного железнодорожного сообщения между Хельсинки и Санкт-Петербургом было отмечено в качестве примера позитивного российско-финского сотрудничества на встрече между премьер-министром Финляндии Юрки Катайненом и губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко.[5]
В 1990-х годах между Петербургом и Хельсинки существовало паромное сообщение, но из-за банкротства Балтийского морского пароходства оно было прервано. Несколько раз его пытались восстанавливать финские и эстонские компании: в начале 2000-х годов компанией Tallink Grupp было открыто паромное сообщение на линии Хельсинки — Таллин — Петербург, но из-за малого пассажиропотока оно через несколько лет закрылось; в августе 2008 года паромное соединение между Россией и Финляндией попыталась восстановить Stella Line, однако из-за кризиса через два месяца оно было остановлено.[6]
В настоящее время международные паромные перевозки из Санкт-Петербурга в Финляндию осуществляет российская судоходная компания St. Peter Line, работающая на рынке пассажирских перевозок с 2010 года. Паромы «Princess Maria» (маршрут Санкт-Петербург — Хельсинки — Санкт-Петербург) и «Princess Anastasia» (маршрут Санкт-Петербург — Хельсинки — Стокгольм — Таллинн — Санкт-Петербург) связывают Северную Пальмиру как со столицей Финляндии, так и со столицами Швеции и Эстонии.
Отправление парома «Princess Anastasia» из Санкт-Петербурга происходит два раза в неделю (понедельник — в 18:00 и четверг — в 19:00), а регистрация осуществляется за 4 часа до отправления. Отправление парома «Princess Maria» из Санкт-Петербурга в 19:00 (прибытие — в 8:00 утра), а регистрация осуществляется в день отправления (с 15:00 до 18:00 часов) на Морском вокзале Санкт-Петербурга (Васильевский остров, пл. Морской Славы, д. 1).
Стоимость проезда на пароме из Санкт-Петербурга в Хельсинки зависит как от типа каюты, так и от наличия личного автотраспорта, который возможно брать с собой на борт.
Строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Хельсинки началось в 1868 году. 12 сентября 1870 года движение между Петербургом и Хельсинки открыл лично император Александр II. В 1892 году первый поезд из столицы Российской империи пришел в финский городок Иматру.[7]
В 2012 году железнодорожным сообщением между Санкт-Петербургом и Финляндией воспользовались около полумиллиона человек (в 2011 году число перевозок составило более 300 тысяч человек[8]).
Первоначально сообщение по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки осуществлялось поездами «Репин» (с 1947 года) и «Сибелиус» (с 1992 года), которые в 2010 году были заменены на скоростной поезд «Allegro» (по четыре рейса в каждую сторону).[9][10] Также поезд «Лев Толстой» сообщением Москва — Хельсинки — Москва делает два раза в день остановку в Санкт-Петербурге. На территории Финляндии поезда делают остановки на железнодорожных станциях: Вайниккала[11], Коувола, Лахти, Тиккурила, Пасила, Хельсинки.
Поезд Allegro отправляется из Санкт-Петербурга с Финляндского вокзала, но не смотря на комфортабельность и скоростной режим передвижения, отмечался ряд сбоев в графике его движения особенно в зимнее время.[12][13][14][15]
Поезд «Лев Толстой» следует в Финляндию из Москвы, а в Санкт-Петербурге делает остановку на Ладожском вокзале. В период Рождества и Нового года финская железнодорожная компания VR пускает несколько дополнительных поездов до Санкт-Петербурга.[16]
На 2030-е годы запланировано строительство скоростной железной дороги, которая свяжет международный аэропорт Хельсинки-Вантаа с Санкт-Петербургом.[17]
Прямые беспересадочные перелеты из Санкт-Петербурга в Хельсинки выполняют три авиакомпании: Finnair, «Россия» и «Аэрофлот».
Вылет осуществляется из аэропорта «Пулково», терминал 2 (LED). Посадка производится в аэропорту Хельсинки-Вантаа (HEL). Время в пути около часа, c расписанием рейсов можно ознакомиться на сайтах этих авиакомпаний. Из городов Финляндии туристы часто летают в страны Евросоюза. Вылет осуществляется из аэропортов[18] Хельсинки-Вантаа (HEL), Лаппеэнранта (LPP), Тампере-Пирккала (TMP), Турку (TKU). В аэропорты Хельсинки-Вантаа и Лаппеэнранта ходят рейсовые автобусы, в остальные аэропорты можно добраться только на микроавтобусах.
Федеральная трасса «Скандинавия» М10 является частью дорог E 18 AH8 и имеет общую протяжённость до границы с Финляндией 148 километров. В сутки по магистрали проезжает 28-40 тысяч транспортных средств, из которых 65 % приходится на легковые машины. В 2012 году на участках дороги осуществлялась реконструкция, проводимая «Росавтодором» с общей сметой 47 миллиардов рублей, по которой запланировано расширение дорожного полотна на протяжении 87 километров и увеличение максимальной скорости на трёх отрезках до 120 км/час.[19]
Ленинградская область | 47 км — административная граница города Санкт-Петербург (река Сестра) | |||
128 км — Толоконниково | ||||
138 км — Выборг | ||||
Сайменский канал | ||||
182 км — Кондратьево | ||||
196 км — Торфяновка | ||||
200 км — Граница с Финляндией |
Отправиться в Финляндию из Санкт-Петербурга можно на рейсовом автобусе. Рейсовые автобусы следуют строго по расписанию и вне очереди проходят проверку на российско-финляндской границе. Регулярные рейсы между Санкт-Петербургом и Финляндией выполняют четыре перевозчика[20]: «Совавто», Savonlinja Oy/Ardis («Финнорд»), Kymen Charterline Oy/«МашСервис» и Tilausmatkat Oy.
Компания «Совавто» работает на маршрутах Санкт-Петербург-Хельсинки-Турку и Санкт-Петербург-Лаппеэнранта, автобусы ходят ежедневно от гостиницы «Парк Инн Пулковская», по адресу пл. Победы 1, м. «Московская». График движения согласован с отправлением паромов Silja Line и Viking Line, курсирующих между Хельсинки и Стокгольмом.
У компании Savonlinja рейсы выполняются в Хельсинки и Лаппеэнранту с автобусного вокзала по адресу наб. Обводного канала, д.36 и от гостиницы «Москва» соответственно. Автобус в Хельсинки следует через пункты: Выборг, Торфяновка (граница), Ваалимаа (граница), Хамина, Кархула, Ловийса, Порвоо.
В ноябре 2012 года запущен рейсовый автобус компании Kymen Charterline Oy/«МашСервис», курсирующий по маршруту «Санкт-Петербург — Выборг — Лаппеэнранта (аэропорт) — Лаппеэнранта(автовокзал) — Иматра». Рейс выполняется ежедневно от автобусной остановки на площади между Московским вокзалом и ТРК «Галерея».
Финская компания Tilausmatkat Oy осуществляет движение по маршруту Санкт-Петербург — Выборг — Лаппеэнранта — Иматра — Савонлинна — Юва — Варкаус — Куопио и обратно. Дни отправления из Санкт-Петербурга от автобусного вокзала по адресу наб. Обводного канала, д.36 — понедельник, среда, пятница. Обратные рейсы выполняются во вторник, четверг и субботу.
В начале 2013 года автобусная компания «Lux Express Group» планирует запустить рейсовый автобус по маршруту «Санкт-Петербург — Хельсинки»[21]. Рейсы буду выполняться 2-3 раза в день. Прохождение границы будет без очереди.
Три раза в неделю осуществляется рейсовое сообщение Санкт-Петербург — Ново-Валаамский монастырь (Хейнявеси) для людей, отправляющихся в Финляндию с паломническими целями. Финской стороной отмечается тенденция к увеличению числа паломников из России (на 2011 год их число составило около 15 тысяч человек).[22][23]
Кроме рейсовых, из Санкт-Петербурга в Финляндию ходят туристические автобусы, отправляющиеся от станций петербургского метро «Площадь Восстания» (около гостиницы «Октябрьская»), «Черная Речка», «Озерки». Жесткого расписания поездок туристического автотранспорта нет, а в случае малого количества забронированных билетов, рейс может быть отменён.
Также пассажирские перевозки из Санкт-Петербурга в Финляндию и обратно осуществляются посредством микроавтобусов ряда российских компаний[24], перевозящих пассажиров как от адреса до адреса,[25] так и от фиксированного места у метро «Площадь Восстания», «Черная речка» и др. Микроавтобусы с пассажирами проходят границу на общих основаниях, и в случае очереди на границе, прибытие в Финляндию может задержаться.
Финляндия входит в Шенгенскую зону, в связи с чем для поездки в эту страну требуется шенгенская виза, выдаваемая Генаральным консульством Финляндии в Санкт-Петербурге или оформляемая в визовых центрах Финляндии в России.[26]
Если отправление в Финляндию осуществляется на пароме или самолете, все таможенные процедуры проводятся во время регистрации. При пересечении границы на поезде паспортно-визовый контроль осуществляется в пути. На автомобильном транспорте — на российской и финской границах. В зависимости от маршрута, паспортно-визовый контроль проходят в пунктах пропуска Торфяновка (Ваалимаа с финской стороны), «Брусничное» (Нуйямаа), «Светогорск» (Иматра). Таможенная декларация заполняется при ввозе товаров, нарушающих таможенные правила.
Вместе с тем, ряд российских и финских чиновников в том числе и экс-министр промышленности Юри Хякямиес[27] предлагают в качестве эксперимента ввести безвизовый режим между Россией и Финляндией для пассажиров поездов «Allegro».[28]
Пассажирские перевозки из Санкт-Петербурга в Финляндию.