Панаева, Александра Валерьяновна

Сандра Панаева

Портрет работы К. Маковского
Основная информация
Имя при рождении

Александра Валерьяновна Панаева

Дата рождения

8 октября 1853(1853-10-08)

Место рождения

Петербург

Дата смерти

1941 год(1941)

Место смерти

Ленинград

Страна

 Российская империя
 СССР

Профессии

оперная певица

Певческий голос

сопрано

Александра Валерьяновна Панаева (по мужу Карцова (Карцева); сценический псевдоним Сандра) (20 (8) октября 1853,Петербург — декабрь 1941[1], Ленинград) — русская оперная певица (сопрано).

Содержание

Биография

Родилась в семье инженера путей сообщения и мецената В. А. Панаева.

Ее отец — известный инженер-путеец и меценат В. А. Панаев, создатель Панаевского театра; родная сестра, Елена Валерьяновна — любимая мачеха Сергея Дягилева[2].

Художник К. Маковский написал портрет певицы. Его жена, Юлия Павловна Леткова-Маковская, была близкой подругой А. В. Панаевой:

Ближайшей подругой Юлии Павловны в Петербурге была Александра Валериановна Панаева, впоследствии жена кавалергарда Г. П. Карцева, ученица Полины Виардо. В доме Виардо они и познакомились весной 1876 года и часто пели вместе.[3].

С шести лет жила в Новочеркасске. С восьми лет начала учиться пению у Л. Леонова-Шарпантье, в 14 в течение одного года брала уроки пения у Н. Ирецкой в Петербурге, затем у Г. Ниссен-Саломан. В 1874—1877 по совету И. Тургенева совершенствовалась в вокальном искусстве в Париже у П. Виардо, где среди ее слушателей был французский писатель Эмиль Золя. В этот период подготовила партии Миньон под руководством самого же композитора А. Тома и Маргариты («Фауст») тоже под руководством самого композитора Ш. Гуно и дебютировала на оперной сцене в Ницце.

В 1878 году, вернувшись в Петербург, стала выступать там и одновременно продолжила вокальное образование. В 1880-х брала уроки пения у Л. А. Джонсон-Мисевич.

Биографическая энциклопедия особо отмечает: «Обладала голосом „чарующего“ тембра, сцен. талантом, имела редкой красоты внешность»[4]. В свете ее называли «лучезарной красавицей» («яркая брюнетка с искристо-синими глазами и чуть заметными усиками над капризным ртом»[2]), в которую были тайно влюблены многие известные деятели культуры 19 столетия, среди которых — поэт Алексей Николаевич Апухтин, посвятивший ей в 1881 году стихотворение «К поэзии»[5]: В эти дни ожиданья тупого, / В эти тяжкие, тусклые дни, / О, явись нам, волшебница, снова / И весною нежданной дохни!<…>"

В 1884 году Панаева вышла замуж за кавалергарда Георгия Павловича Карцева, двоюродного племянника Петра Ильича Чайковского, который был на девять лет моложе ее. Апухтин подарил им на свадьбу стихотворение: «Два сердца любящих и чающих ответа Случайно встретились в пустыне черствой света…»[2].

После замужества она на какое-то время вновь уехала за границу и с 1886 выступала под сценическим псевдонимом Сандра в Милане (театр «Даль Верме»), в Неаполе (театр «Сан-Карло», из исполняемых партий — Аида в одноименной опере), Триесте, Вероне, Венеции, Флоренции (выступала совместно с А. Мазини).

В сезоне 1886/87 принимала участие в спектаклях Московской частной русской оперы С. Мамонтова.

В апреле 1887 дебютировала в партии Антониды (Иван Сусанин (опера)) на сцене петербургского Мариинского театра. До 1893 пела в Итальянской опере, вновь в Русской частной опере, затем в Лондоне (Ковент-Гарден), Петербурге, Москве, Варшаве.

Александра Панаева-Карцова стала 1-ой исполнительницей на русской сцене партии Сандры («Виллисы»), в которой имела огромный успех и по имени которой взяла сценический псевдоним. Среди других партий: Марфа («Царская невеста»), Юдифь («Юдифь» А. Серова); Маргарита («Фауст»), Аида (одноименная опера), Джильда («Риголетто»), Джоконда («Джоконда» Понкьелли), Валентина («Гугеноты»), Миньон («Миньон» А. Тома).

Партнеры: М. Долина, М. Михайлов, Ф. Стравинский, Н. Унковский. Пела п/у Э. Направника, И. Труффи.

Умерла в Ленинграде во время блокады.

Концертная и благотворительная деятельность

С 1877 выступала в симфонических и филармонических концертах, в том числе в концерте с Э. Тамберликом по его личному приглашению, пела также в ансамбле с виолончелистом А. Вержбиловичем; на сцене Благородного собрания и др.сценах.

18 августа 1877 по ее инициативе состоялся благотворительный оперный концерт в пользу Красного Креста в Павловске, где она исполняла арии из «Жизни за царя», «Фауста» и др. произведения.

В сезоне 1878/79, по приглашению А. Рубинштейна, принимала участие в благотворительных концертах в пользу жертв русско-турецкой войны.

Участвовала в 1-м концертном исполнении романс «Благословляю вас, леса…», автор Александр Майкапар), «День ли царит», «Я ли в поле да не травушка была»).

5 марта 1887 выступила в петербургском Дворянском собрании вместе с П. Чайковским, где исполняла ариозо Кумы («Чародейка») и романсы («Я тебе ничего не скажу», «Ночи безумные», «День ли царит»).

Педагогическая деятельность

В 1893—1916 давала частные уроки пения, затем до 1922 преподавала в Музыкальной школе и 2-м Государственном муз. техникуме им. М. П. Мусоргского, с 1924 — в муз. школе при Пролеткульте, с 1925 вернулась к частным урокам. Среди ее учеников — И. Алчевский и В. Сараджишвили.

Написала воспоминания о П. И. Чайковском (в сб.: «Воспоминания о П. И. Чайковском», М., 1962, 1979)[6].

Архив певицы хранится в РГАЛИ и РНЛ.

Примечания

  1. Блокада Блокада, 1941—1944, Ленинград : Книга Памяти
  2. ↑ Алексей Апухтин
  3. Юлия Павловна Маковская
  4. ББЭ
  5. Апухтин Алексей Николаевич
  6. Музыкальная энциклопедия

Ссылки

ББЭ

Панаева, Александра Валерьяновна.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52