Обрядовая поэзия славян

Перейти к: навигация, поиск
Лубок. Кон. 1840-х или нач. 1850-х годов.

Обрядовая поэзия славян — вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Истоки

Истоки обрядовой поэзии — в родовом обществе. В самом древнем слое календарных обрядов, поверий, песен отражался культ Солнца, в связи с этим и самые большие земледельческие празднования приходились на зимнее и летнее солнцестояние, а также весеннее равноденствие. С развитием общества обрядовая поэзия отражала в себе трудовую деятельность земледельца, морально-этические представления народа, поэтический взгляд на мир, природу, человека[1].

Обрядовая поэзия при всех неизбежных эволюционных изменениях относится к тому пласту народного творчества, который отличается устойчивостью содержания и формы, о чём свидетельствует сопоставление записей, сделанных на протяжении почти двух столетий. Обрядовая песенность составляет значительный по объёму и важности фольклорный подраздел, который более остальных сохранил архаические черты этнокультуры. В нём чрезвычайно полно сохранились древние пласты, отдельные произведения, художественные образы, которые восходят к языческой древности.

Классификация

В календарной поэзии выделялись четыре цикла: зимний — с Коляды до Благовещенья или Велика дня, весенний — с Благовещенья или Велика дня до Купалы, летний — с Купалы до Осенин, Здвиженья или Покрова и осенний — с Покрова до Коляды. Весна и осень, согласно представителей мифологической школы, — это предвестие лета и зимы. Обрядность в таком случае образует восходящую кривую от Коляд до Ивана Купалы и нисходящую — от Ивана Купалы до Коляд. Эта кривая и представляла годовой обрядовый круговорот, в котором опорными точками были зимние и летние солнцевороты.

Народное определение циклов обрядовых песен «зима», «весна», «лето», «осень» является объединяющим для целого ряда отдельных песенных групп, которые связаны с разными обрядами или ритуалами, которые входят в такой общий цикл. Например, «весна» — это и веснянки, и юрьевские, и волочебные, и русальные песни и т.п.

Ю. Г. Круглов выделяет три группы: приговоры, причитания, песни. В зависимости от доминирующей функции в обряде ученый выделил в песнях шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лирические.

См. также

Примечания

Литература

  • Соколов Ю. Обрядовая поэзия // Литературная энциклопедия 1929—1939 / Гл. редактор А. В. Луначарский. — М.: Советская энциклопедия, 1934. — Т. 8.

Ссылки

  • Календарно-обрядовая поэзия (usebelarusy.by)
  • Календарная обрядовая поэзия Брянского края: проблематика, поэтика, современное бытование (dissercat.com)

Обрядовая поэзия славян.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52