Никола Позднев | ||
|
||
---|---|---|
19 декабря 1923 — 1 сентября 1934 | ||
Церковь: | Русская Древлеправославная Церковь | |
Преемник: | Стефан (Расторгуев) | |
|
||
28 сентября 1922 — 29 октября 1923 | ||
Церковь: | Обновленчество | |
|
||
11 июля 1921 — 1922 | ||
Церковь: | Русская православная церковь | |
Предшественник: | Нифонт (Фомин) | |
Преемник: | Николай (Коноплёв) | |
Имя при рождении: | Петр Алексеевич Позднев | |
Рождение: | 1853 год село Слободка, Астраханская губерния |
|
Смерть: | 1 сентября 1934 Москва |
Нико́ла (до 1923 года — Николай, в миру Пётр Алексе́евич По́зднев; 1853, село Слободка, Астраханская губерния — 1 сентября 1934, Москва) — епископ Русской древлеправославной церкви, архиепископ Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан (1923—1934).
До 1922 года принадлежал к Православной Российской Церкви. В 1922—1923 был обновленческим архиереем. В 1923 года перешёл к старообрядцам («беглопоповцам») став их первым архиереем.
Содержание |
Родился в семье псаломщика. Окончил Саратовскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию (1879) со степенью кандидата богословия. Магистр богословия (1886; тема диссертации: «Дервиши в мусульманском мире»).
С 1879 года — заведующий Самарским городским туземным училищем.
С 24 сентября 1882 года — преподаватель латинского, греческого и татарского языков в Оренбургском духовном училище, а затем логики и философии в Оренбургской духовной семинарии. Автор ряда работ, в том числе «Краткой исторической записки об оренбургской епархии» (Оренбург, 1884) и статей об исламе.
С 21 октября 1887 года — смотритель Пензенского духовного училища.
С 5 сентября 1894 года — ректор Пензенской духовной семинарии. В 1906 году во время студенческих волнений в период первой русской революции на него было совершено покушение.
С 19 декабря 1906 года — настоятель Свято-Троицкой соборной церкви города Балашова и благочинный городских церквей.
С марта 1907 года — священник церкви Вознесения Господня в Саратове.
В 1910—1921 годах — настоятель кафедрального Александро-Невского собора Саратова в сане протоиерея. Также был председателем Саратовского отдела епархиального училищного совета, Саратовского православного миссионерского общества и совета Саратовского Ионникеевского епархиального училища, цензор проповедей.
В 1921 году овдовел и был пострижен в монашество.
С 11 июля 1921 года — епископ Балашовской, викарий Саратовской епархии, настоятель Спасо-Преображенского мужского монастыря в города Саратове.
В 1922 года уклонился в обновленчество и уже 28 сентября 1922 года стал обновленческим архиепископом Саратовским.
В 1923 году, по его собственным словам, разочаровался в обновленчестве. Но и в Патриаршую церковь не вернулся, так как его недовольство вызывали разделения и раздоры, которыми живут и занимаются сторонники Патриаршества и живоцерковцы в Господствующей Российской церкви. Однако известно его обращение в обновленческий синод от 28 октября 1923, в котором говорилось:
В виду крайне тяжёлых душевно-нравственных и материальных обстоятельств, сложившихся в моей жизни в настоящее время, вследствие желания моих врагов удалить меня с занимаемого мною места, покорнейше прошу Священный Синод разрешить мне перейти с сущем сане к староверам-старообрядцам, приемлющих священство от Православной Церкви, чтобы объединить всех раскольников и сблизить их с Св. Православною Церковию Христовой. О сем просит меня усиленно существующая у всех староверов в России в настоящее время специальная комиссия по отысканию для них канонически законнаго епископа. К сему имею долг присовокупить, что я даю обязательство до конца дней моей земной жизни пребывать в каноническом общении с Священным Синодом.
Однако обновленческий Синод на своём заседании 29 октября 1923 года выдвинул неприемлемые для старообрядцев условия присоединения к ним владыки Николая — в частности, не должно быть допущено со стороны старообрядцев никакого чиноприемства над Епископом Николаем (тогда как старообрядцы настаивали на его приёме через миропомазание). Тогда владыка Николай принял решение присоединиться к старообрядцам на их условиях. 4 ноября 1923 года в Саратове он был принят в старообрядчество священником Николой Тихомировым вторым чином (через миропомазание) в сане архиепископа. С этого времени он не именовался не Николаем, а Николою, как принято у старообрядцев. Обновленческий Синод в ответ запретил его в служении (27 ноября 1923).
Владыка Андрей (Ухтомский), убеждённый сторонник диалога Русской православной церкви со старообрядцами, резко негативно отзывался о деятельности архиепископа Николы:
В 1922 году явилась «Живая церковь»; и среди живоцерковников оказался викарный Саратовский епископ Николай Позднев, бывший ректор Саратовской духовной семинарии[1]. — Этот недостойный старик так наконец возмутил всех своих предательским поведением по отношению к своему главному епископу, что его саратовцы выгнали. Тогда он решил стать старообрядцем; а беглопоповцы до такой степени потеряли смысл церковности, что приняли его в качестве своего «главы». — Такова стойкость в убеждениях у бывших учёных воспитателей «никонианского» юношества! И таково непонимание церковной жизни у сменившихся, новых руководителей беглопоповства, которые отвергли белокриницкого митр. Амвросия, старца несомненно честного, и сделали главою своей иерархии человека заведомо бесчестного.
19 декабря 1923 года собрание старообрядцев, прошедшее в Саратове, признало его приём законным и избрало архиепископа Николу председателем Духовного совета. С этого времени он именовался архиепископом Московским, Саратовским и всея России древлеправославных христиан.
В 1924 года архиепископ Никола выступил с докладом на Всероссийском соборе Древлеправославной церкви в Москве, в котором, в частности, сказал:
Я убедился в душе, что Истина и Правда Христова содержатся и хранятся в чистоте, святости, не поврежденности и не изменяемости только у одних старообрядцев, приемлющих священство от господствующей церкви Российской, что только они ненарушимо и твердо хранят и исполняют все древлеправославные канонические правила.
В том же году он в сослужении древлеправославного духовенства сварил новое миро.
В 1929 года, после перехода к Древлеправославной церкви епископа Стефана (Расторгуева), появилась возможность рукополагать новых архиереев (по каноническим правилам, епископа могут рукополагать два или три архиерея). В том же году владыки Никола и Стефан совершили хиротонию епископа Пансофия (Ивлиева).
Архиепископ Никола скончался 1 сентября 1934 года. Похоронен на Рогожском кладбище в Москве.
Никола (Позднев).