Николай Васильевич Неврев | |
Николай Васильевичъ Невревъ | |
Автопортрет, (1858). |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Имение Лысковщина, Оршанский уезд, Могилёвская губерния, |
Происхождение: | |
Подданство: | |
Жанр: |
историческая, портретная, жанровая живопись |
Учёба: |
МУЖВЗ |
Стиль: | |
Известные работы: |
«Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого.», |
Влияние: | |
Влияние на: | |
Награды: |
первая премия Московского Общества Любителей Художеств за картину «Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма». |
Работы на Викискладе |
Никола́й Васи́льевич Не́врев (3 [16] мая 1830, Москва — 3 [16] мая 1904, Могилёвская губерния) — русский исторический и жанровый живописец, один из ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок[1].
Содержание |
Неврев Николай Васильевич — исторический и жанровый живописец; родился в 1830 году; учился в 1850—1855 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; при выходе из этого заведения получил звание свободного художника.
Живя постоянно в Москве, писал вначале портреты, а потом сцены русского народного быта и, наконец, с середины 1870-х годов стал брать для своих картин сюжеты преимущественно из отечественной истории.
Главные его произведения по части жанра: «Панихида на сельском кладбище» (1865), «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» (1866; Государственная Третьяковская галерея), «Из недавнего прошлого» (1866; Государственная Третьяковская галерея), «Наследство после чиновника», «Странник в купеческой семье», «Воевода» (из поэмы Мицкевича;), «Две подруги», «Раздел по наследству» (1889; в Третьяковской галерее, в Москве) и «Сватовство» (1889; там же).
В числе исторических картин этого художника наиболее любопытными могут считаться: «Князь Роман Галицкий и папские послы», «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого» (1881; находится в Третьяковской галерее), «Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию» (1882), «Захар Ляпунов и Василий Шуйский» (1886), «Патриарх Никон пред судом» (1885) и «Ярослав Мудрый, отправляющий свою дочь Анну в замужество к французскому королю Генриху I» (1888)[2].
Последние годы жизни испытывал сильную нужду. На семьдесят четвертом году жизни, от отчаяния, застрелился в своём имении Лысковщина в Могилёвской губернии[3].
«Дети скупого», (1864) — Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».
«Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма», (1874) — Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.
«Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III», (1875) — Национальный художественный музей Республики Беларусь.
«Шут (Опальный боярин)», (1891) — Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.
«Кончина митрополита Филиппа», (1898) — Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
«Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым.», (1903) — Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
«Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением», (1886) — Государственная Третьяковская галерея.
«Опричники», (ранее 1904) — Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана.
«Дед Василий», (1858) — Сумской областной художественный музей им. Н. Х. Онацкого
«Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого.», (1866) — Государственная Третьяковская галерея.
«Воспитанница», (1867) — Государственная Третьяковская галерея.
«Возвращение солдата на родину», (1869) — Днепропетровский художественный музей.
«Мальчики, играющие в карты», (1860-e) — Тюменский музей изобразительных искусств.
«Монахи», (1880) — Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль».
«Мочалов среди почитателей», (1888) — Государственный Русский музей.
«Смотрины», (1888) — Государственная Третьяковская галерея.
«Семейные расчеты (Раздел по наследству», (1888) — Государственная Третьяковская галерея.
«Просительница», (1880-e) — Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
«Увещевание», (1893) — Государственный музей искусств Казахстана.
Портрет молодой женщины в черном бархатном платье, (1857) — Государственный Русский музей.
Мужской портрет, (1861) — Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Портрет М. С. Щепкина, (1862) — Музей Государственного Малого академического театра.
Портрет певицы Лелевой-Люцанской, (1862) — Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого.
Портрет М. И. Третьяковой (ранее 1865) — Государственная Третьяковская галерея.
Портрет неизвестного пожилого мужчины, (1868) — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».
Женский портрет, (1892) — Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина.
Портрет Герасима Харитоненко, (1892) — Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Портрет Г. Н. Федотовой, актрисы Малого театра, (1892) — Тюменский музей изобразительных искусств.
Портрет Н., (1897) — частное собрание.
Портрет Н. И. Рыбакова, (ранее 1904) — Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».
Портрет Н. Г. Помяловского, (ранее 1904) — Государственный Литературный музей.
Портрет А., (ранее 1904) — частное собрание.
Портрет дочери, (1903) — Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова.
Портрет смеющегося мужчины, (ранее 1904) — Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств.
Николай Неврев.