Гегельянство |
---|
Основные понятия |
Абсолютный дух Национальный дух Абсолютная идея Всеобщее, Диалектика |
Тексты |
Феноменология духа |
Течения |
Младогегельянцы |
Люди |
Штраус, Бауэр, Маркс |
Несчастное сознание (нем. Unglückliche Bewußtsein) — в философии Гегеля этап развития Абсолютного Духа (а вместе с ним и индивидуального сознания), который характеризуется утратой идеалов и опустошенностью (смерть Бога). Образ несчастного сознания полнее всего развернут в четвертом разделе “Феноменологии духа”. Несчастное сознание приходит на смену счастливому или комичному сознанию. В истории человечества этот момент соответствует переходу от Античности к Средневековью.
Французский неогегельянец Ж. Ипполит предполагал, что тема несчастного сознания является магистральной для Феноменологии духа Гегеля[1]. Несчастье состоит в том, что самость знает про себя, что она отнесена к действительности, которая, в то же время, от нее удаляется. Это делается всего очевидней в момент понимания того, что несчастное сознание вытекает из опыта скептицизма[2]. Бердяев полагал, что смысл несчастного сознания у Гегеля заключается в восприятии диалектических противоречий и собственной конечности[3]. Секацкий предлагает различать несчастное и трагическое сознание, поскольку первое отличает пассивность и невовлеченность[4].
Несчастное сознание гегель, несчастное сознание в понимании гегеля, несчастное сознание в философии гегеля.