Неоколониализм — термин, которым обозначают вмешательство развитых стран в дела развивающихся.
Работы в рамках теории неоколониализма утверждают, что существующие или исторические международные экономические договорённости, созданные колониальными державами, использовались или используются для контроля над бывшими колониями и сателлитами после периода освободительных движений второй половины XX века. Термин неоколониализм может включать в себя как критику настоящего действительного колониализма (когда страны продолжают управлять иностранными территориями и их населением в нарушение резолюций ООН[1]), так и критику вмешательства современных капиталистических предприятий в дела бывших колоний. Приверженцы неоколониализма утверждают, что частные иностранные предприятия продолжают использовать ресурсы пост-колониальных государств, и что присущий им вид экономического контролирования схож с колониальными практиками европейских держав в XVI—XX вв.
В более широком смысле, термин неоколониализм может использоваться для описания вовлечения более сильных стран в дела более слабых; это особенно хорошо наблюдается в странах Латинской Америки. В этом смысле, неоколониализм подразумевает форму современного экономического империализма: сильные нации ведут себя как колониальные силы империализма; подобное поведение связано с колониализмом в пост-колониальном мире.
Содержание |
Пока империализм существует, он, по определению, будет стремиться к господству над другими странами. Это-то господство и называется сегодня неоколониализмом. Че Гевара, из речи о марксистской революции, 1965 [2] |
Термин «неоколониализм» впервые получил широкое распространение, в особенности в связи с Африкой, после процесса деколонизации, который состоял в борьбе многих национальных движений за независимость в колониях после второй мировой войны. После получения независимости, некоторые национальные лидеры и группы оппозиции начали утверждать, что их страны подвергнуты новой форме колониализма, проводимого бывшими колониальными державами и другими развитыми нациями. Кваме Нкрума, который в 1957 году стал во главе независимой республики Гана, был первым критиком того, что в дальнейшем получило классическое определение неоколониализма. Это объяснение выведено в одной из первых книг, использующих этот термин, «Неоколониализм как последняя стадия империализма» (1965)[3]. Эта работа определяет себя как дополнение к труду «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), в которой Ленин утверждает, что империализм XIX века основывается на нуждах капиталистической системы. […] Нкрума говорит, что «на месте колониализма, как главного инструмента империализма, мы имеем сегодня неоколониализм. […] Неоколониализм, как и колониализм, это попытка перенесения социальных конфликтов капиталистических стран.» Он продолжает:
Результатом неоколониализма является эксплуатация, а не развитие менее развитых частей света. Вложения при неоколониализме увеличивают, вместо того чтобы уменьшать, пропасть между богатыми и бедными странами мира. Борьба против неоколониализма заключается не в исключении участия капитала развитых стран в экономиках менее развитых. Она нацелена на препятствование финансовой силе развитых стран в обеднении менее развитых.[4]
Неоколониализм.