Нейропсихологи́ческая корре́кция (нейрокорре́кция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
Нейропсихологическая коррекция, как метод, возникла на основе разработок нейропсихологии.
Нейропсихология возникла в 40-х годах прошлого столетия, на стыке нескольких научных дисциплин: неврологии, психологии, психофизиологии и др. Основная задача нейропсихологии — изучение мозговых основ психической деятельности. Её клиническими задачами являются изучение механизмов нарушения высших психических функций и связь их нарушений с определёнными зонами мозга.
Впервые целостная концепция нейропсихологической коррекции была создана Марией Монтессори, итальянским педагогом, которая полагала, что обогащение чувственного опыта и развитие моторики (сенсомоторная коррекция) автоматически приведут к развитию мышления, поскольку являются его предпосылками.
Трёхэтапную систему нейрокоррекции разработал бельгийский педагог Ж. О. Декроли. Первый этап был посвящён развитию сенсорики, второй — формированию мышления в процессе овладения языком и речью, и третий — воспитанию культуры деятельности ребёнка (пение, движения, рисование, ручной труд и т. д.).
Системы коррекции в России разрабатывали А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев и другие.
Современные методы нейропсихологической коррекции базируются на теориях Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, а также разработках современных специальных психологов и нейропсихологов (В. И. Лубовский, Ж. М. Глозман, Т. В. Ахутина, Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Г. Р. Новикова, А. В. Семенович, Л. С. Цветкова).
В настоящее время нейропсихологическая коррекция пользуется большим спросом, поскольку является очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребёнка и помощи ему в подготовке к предстоящему обучению в школе.
Этапы коррекционной работы
Как правило, выделяются четыре этапа:
Диагностический этап. На данном этапе при помощи нейропсихологического обследования выявляют актуальный уровень развития и знаний ребёнка, выделяют особенности функционирования мозговых структур, а также разрабатывают индивидуальную коррекционную программу.
Установочный этап. Данный этап направлен на создание у ребёнка и его родителей необходимой мотивации и активной установки на прохождение нейропсихологической коррекции. Устанавливается эмоциональный контакт как с ребёнком, так и с его родителями, что необходимо для дальнейшей работы.
Коррекционный этап. Осуществляется программа нейрокоррекции в соответствии с разработанным ранее планом.
Оценка эффективности коррекционной работы. Проводится контрольное нейропсихологическое обследование, которое позволяет зафиксировать результат коррекции. Следует заметить, что максимальный эффект может быть достигнут не менее, чем спустя 6-7 месяцев коррекционной работы с ребёнком.
Принципы
Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики
Этот принцип означает, что для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. В то же время активное функционирование и коррекция влияет на созревание структур мозга и нервной системы. (Сформулирован П. Я. Гальпериным).
Принцип системности
Нейрокоррекция направлена не на преодоление одного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом.
Принцип опоры на сохранные формы деятельности
Нейропсихологический подход в коррекции означает развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики.
Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребёнка
В программе нейрокоррекции учитываются личностные и эмоциональные особенности ребёнка, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций.
Принцип вовлечения
Нейропсихолог должен создать ситуацию эмоционального включения ребёнка в процесс коррекции, а также создать необходимую мотивацию.
Принцип «замещающего онтогенеза»
Данный принцип заключается в последовательном воспроизведении нарушенных этапов развития, начиная от самого раннего.
Принцип комплексности
Воздействие оказывается комплексно — на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы.
Принцип «от простого к сложному»
Это дидактический принцип, который обязательно учитывается при построении коррекционной программы для ребёнка.
Формы
Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.
Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.
Современные направления
На развитие и коррекцию познавательных функций, а также входящих в них компонентов нацелено направление, разработанное Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой, Л. С. Цветковой (1985—2003).
Большой интерес представляют программы нейрокоррекции, направленные на развитие мнестических функций (разработки Э. Г. Симерницкой, Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсаковой). К ним относятся методики «Лурия-90», «Диакор» (1994—1995).
А. В. Семенович разработала методику «Замещающий онтогенез» (2003), направленную на коррекцию функций в соответствии с концепцией трёх блоков мозга А. Р. Лурии.
К интегративным подходам относятся коррекционно-развивающие программы Н. Я. Семаго и М. М. Семаго (2000), а также программы сенсомоторной коррекции Т. Г. Горячевой и А. С. Султановой (2003).