Нача́льные моли́твы — общепринятый порядок кратких молитв, которыми почти всегда начинаются православные чинопоследования. В состав начальных молитв входят[1]:
Если служба со священником, то священник дает благословение, говорит возглас: «Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.»[2] Чтец: Ами́нь. Если служба без священника, то читающий молитвы начинает с Иисусовой молитвы: «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.»
«Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.»
Чтец отвечает: «Ами́нь.»
«Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.»
«Царю небесный|Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины,..», и далее по порядку.
После «О́тче на́ш, И́же еси́ на небесе́х!..» следует возлас епископа или священника: «Я́ко Твое́ есть ца́рство и си́ла и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.».
Чтец отвечает: «Ами́нь.»
С отдания Пасхи до Троицы начальные молитвы начинаются с Трисвятого и далее.
Начальные молитвы часто используются не только в начале богослужения, но и внутри богослужения и в конце его, и даже сами могут являться отдельным богослужением. Отдельные части богослужений начинаются преимущественно не полным (обычным) началом, а только присоединяемым к нему окончанием:
«Прииди́те, поклони́мся и припа́дем Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.» (Поклон)
«Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.» (Поклон)
Пасхальное начало
В период Светлой седмицы (с Пасхи до Фоминой недели) начальные молитвы не используются. Вместо них совершается Пасхальное начало, которое бывает кратким и полным. Краткое пасхальное начало состоит из троекратного пения или чтения тропаря Пасхи —
— «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в!»
Троекратным этим тропарём начинаются и заканчиваются все богослужения и отдельные молитвы вплоть до отдания Пасхи.
Полное пасхальное начало может совершаться только на Светлой седмице с участием архиерея или священника, которые в облачении с кадилом и трехсвечником после возгласа с другими клириками троекратно поют тропарь Пасхи.
Затем также троекратно этот тропарь повторяет хор.
Затем духовенство поёт первый стих: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́!»
Хор единожды поёт тропарь Пасхи
Духовенство поёт второй стих: «Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут!»
Хор единожды поёт тропарь Пасхи
Духовенство поёт третий стих: «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся!»
Хор единожды поёт тропарь Пасхи
Духовенство поёт четвертый стих: «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся в онь!»
Хор единожды поёт тропарь Пасхи
Духовенство поёт запев: «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху!»
Хор единожды поёт тропарь Пасхи
Духовенство поёт запев: «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь!»
Хор единожды поёт тропарь Пасхи
Духовенство поёт: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в,!»
Хор допевает: «И су́щим во гробе́х живо́т дарова́в!»
Кадило и трехсвечник отдаётся пономарям.
Примечания
↑В келейном правиле иногда добавляют перед начальными молитвами произносят: «Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Ами́нь.» и Молитву мытаря: «Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному.» (Поклон)
↑В единоверии и в старообрядчестве: и во{{подст:ударение}}-веки веко{{подст:ударение}}м.