Надписи на иконах — принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения[1].
Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura — стягивание) — сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения — титло[2].
IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч.Ιησους Χριστος[3]
IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа. Распространяется после церковного раскола XVII в. как ответ на традиционное русское написание имени «Iсусъ» с одной «и», поддерживаемое старообрядцами, одним из аргументов которых было надписание «IC XC» на древних иконах[3].
IСЪ ХСЪ
Iсусъ
ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч.Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель[3] (см. ихтис).
ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Иcх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа[3] .
I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)[3]
МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть» надпись при изображении Распятия[3]
ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ[3]
ГГ — гора Голгофа, надпись у подножия Креста при изображении Распятия[3].
ГА — Голова Адама, надпись при черепе, изображаемом у подножия Распятия[3]
К — копие — одно из орудий страстей, изображаемое при Распятии (см. Копье Судьбы)[3]
Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей, изображаемое при Распятии[3]
КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия[3].
Святые
ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч.святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака с простановкой титла. Как начальный текст непрестанного ангельского славословия во имя Святой Троицы, троекратное повторения слова «агиос» может встречаться в изображениях ангелов[4]