Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб

Перейти к: навигация, поиск
Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб
араб. محمد بن عبد الوهاب‎‎
Род дея-
тельности:
Теолог, проповедник, основоположник ваххабизма
Рождение: 1703(1703) / 1115 г.х., Уяйна
Смерть: 1792 / 1206 г.х., Эд-Диръия
Нацио-
нальность:
араб
Родители: Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман
Школа, течение: суннит, салафит, ханбалит, основоположник ваххабитской идеологии
Труды, сочинения: «Китаб ат-Таухид», «Кашф аш-шубухат», «Усуль аль-иман» и др.

Муха́ммад ибн Абд аль-Вахха́б аль-Муша́ррафи ат-Тами́ми (араб. محمّد بن عبد الوهّاب المشرّفي التميمي‎‎; 1703, Уяйна — 22 июня 1792, эд-Диръия) — известный арабский теолог и основатель ваххабитского движения, а также вместе с Мухаммадом ибн Саудом сыгравший одну из ключевых ролей в создании Саудовской Аравии и закрепления в новом государстве ваххабизма (сами последователи называют движение «салафия»)[1].

Содержание

Биография

Ранние годы жизни

Его полное имя: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид аль-Мушаррафи ат-Тамими. Точная дата его рождения неизвестна, считается, что он родился в 1703 году в Неджде, в городе Уяйна (англ.)русск.. Известно, что его отец был улемом из племени Бану Тамим (отсюда и нисба «ат-Тамими») и уже с раннего детства Мухамммад начал изучать исламское богословие, по распространённому тогда на Аравийском полуострове ханбалитскому мазхабу[2]. В 12 лет он женился и отправился в паломничество в святые для мусульман города Мекку и Медину. Именно за время своего путешествия ат-Тамими познакомился с трудами таких богословов как Ахмад ибн Ханбаль и Ибн Таймия, взгляды которых во-многом оказали влияние на будущее идеологии Ибн Абд аль-Ваххаба и ваххабитского движения в целом[3].

В Медине он обучался у Абдуллаха ибн Ибрахима ибн Сайфа, который по словам самого Ибн Абд аль-Ваххаба, готовил какое-то «идеологическое оружие» для борьбы с верованиями жителей оазисов[4].

После обучения в Медине, Ибн Абд аль-Ваххаб перебрался в Басру, где по словам ряда исследователей, прожил пять лет. Именно там он начал свою проповедь об очищении ислама от новшеств и идолопоклонничества, а также написал свою знаменитую книгу Китаб ат-Таухид. Довольно смелые идеи по «очищению» ислама не встретили поддержки у жителей оазиса, в результате возникших разногласий он был изгнан из города и был вынужден какое-то время проживать в Эль-Хасе, пока не добрался до Хураймалы, куда позднее переехал и его отец, пользовавшийся некоторым авторитетом у местных жителей.

В 1740 году Абд аль-Ваххаб умер и, оказавшись без поддержки отца, Мухаммад ат-Тамими был вынужден снова бежать. Ибн Бишр пишет: «В Хураймале жили абды, принадлежавшие одному из подразделений. Они были известны своим развратом. Ибн Абд аль-Ваххаб захотел обратить их в истинную религию. И решили тогда абды убить шейха»[4]. В том же году он возвращается обратно в Уяйну[Комм. 1].

После возвращения в Уяйну, Мухаммад ат-Тамими нашёл общий язык с местным эмиром Ибн Муаммиром и склонил последнего на свою сторону. С этого момента началось уничтожение местных святилищ и мавзолея местного святого, было введено наказание побиением камнями за прелюбодеяние, которое и стало последней каплей для местного «правителя» Сулеймана аль-Хумайди, в зависимости от которого был оазис[Комм. 2]. Не решившись расправиться с ибн Ибн Абд аль-Ваххабом, Ибн Муаммир вынудил его бежать в оазис Эд-Диръия[4][5].

Встреча с Мухаммадом ибн Саудом. Эд-Диръийский эмират

Переселение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба в Эд-Диръия и знакомство с местным эмиром Мухаммадом ибн Саудом стали ключевым моментом в развитии как салафитского движения, так и истории Аравийского полуострова.

Мухаммад ибн Сауд ибн Мухаммад Аль Мукран (араб. محمد بن سعود بن محمد آل مقرن‎‎) (дата рождения неизвестна) происходил из племени Аназа и только недавно, к моменту прибытия Ибн Абд аль-Ваххаба, стал эмиром Эд-Диръии. К тому времени это был бедный городок, жители которого и окрестностей довольно быстро поддержали идею «очищения ислама». Видя утопающих в роскоши османских чиновников и шейхов им импонировали речи проповедника, такие как пуританизм (разрешение носить изделия из золота и шёлка только женщинам[Комм. 3], скромная отделка мечетей — чтобы не отвлекала верующих от молитвы и др.) и принцип единобожия, как и когда-то при пророке Мухаммаде, ставшего стержнем, вокруг которого начали собираться арабские племена, что позволило совершать набеги на соседние территории[6].

В 1744 году между Мухаммадом ибн Саудом и Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом был заключён союз. Именно эта дата считается основанием первого саудовского государства — Дирийского эмирата с одноимённой столицей[7].

Первое время Мухаммад ибн Сауд проводил свои набеги в союзе с Ибн Муаммиром, но взаимная подозрительность между эмирами, а также крайне сложные отношения эмира Уяйны с Ибн Абд аль-Ваххабом, привели в конечном счёте к открытому конфликту, и Усман ибн Муаммар был убит прямо во время пятничной молитвы. Через 10 лет эмират Уяйна полностью лишился независимости[4].

К 1755 году единственным серьёзным врагом в Центральном Неджде оставался эмир Эр-Рияда Даххам ибн Даввас, но и он вскоре был вынужден сдать город и бежать с большинством жителей.

В 1765 году Ибн Сауд умер и эмиром стал его сын Абд аль-Азиз. Основатель же ваххабизма скончался в 1792 году во время осады Эль-Хасы, когда сторонники нового течения вторглись уже в Восточную Аравию.

Семья

У Мухаммада ибн Аба аль-Ваххаба было шестеро сыновей[8], четверо из которых учились у отца и сами стали сами улемами — Хусейн, Абдуллах, Али, Ибрахим, двое сыновей, Абд аль-Азиз и Хасан, умерли в юности[8][9].

Союз Дома Саудитов и потомков Мухаммада ат-Тамими не завершился с кончиной проповедника, его потомки составили привилегированную прослойку в аравийском обществе, так называемую «Семью Шейха» — Аль аш-Шейх (араб. آل الشيخ‎‎)[10]. Так из неё вышли:

Учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба

Идеи Абд аль-Ваххаба не были новыми в мусульманском мире. Первыми салафитами (от араб. سلف‎‎ — «предки, предшественники»), были такие теологи как Ахмад ибн Ханбаль и Ибн Таймия. Именно ханбалитский мазхаб оказал на Мухаммада ат-Тамими наибольшее влияние[11]. Главными принципами в учении были:

  • Таухид — Единобожие (араб. توحيد‎‎), поклонение и прошение только у Аллаха, а не у святых ( Вали), недопустимость прошения около мавзолеев и т. д. Также восприятие атрибутов Аллаха только согласно Корану и сунне.
  • Отказ от бида — нововведений, то есть всего того, чего не было в раннем исламе.
  • Джихад — «борьба» за очищение религии.

Основные труды

  • Китаб ат-Таухид («Книга единобожия») — главная книга теолога, запрещена в России. П.75 Федерального списка экстремистских материалов(Решение Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 06.08.2007), хотя является обыкновенным богословским трактатом[12].
  • Кашф аш-шубухат («Отведение сомнений») — работа направленная против поклонения святым. Запрещена в России. П.77 Федерального списка экстремистских материалов(Решение Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 06.08.2007).
  • Китаб аль-кабаир
  • Мухтасар сира ар-Расул («Краткая Сира»)
  • Три основы и их доказательства
  • Китаб маджму‘ аль-хадис аля абваб аль-фикх — сборник статей по фикху
  • Мухтасар аль-Инсаф ва-ш-Шарх аль-Кабир
  • Шурут ас-Салят ва аркануха ва ваджибатуха («Книга об условиях и составляющих элементах молитвы»)
  • Фадль аль-Ислам («Достоинство ислама»)
  • Масаиль аль-Джахилия («Книга вопросов о джахилии») — книга о доисламском периоде в Аравии и пережитках в современных Мухаммаду ат-Тамими обществе.

Комментарии

  1. Весьма противоречивы даты путешествий Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба за пределы Аравийского полуострова, которые основаны на работах Д. Марголиуса, который, без должной критики, в своей работе «Ваххабизм» изложил сведения из рукописи неизвестного автора «Блеск метеора», хотя если сопоставить даже даты, то никак ат-Тамими не мог быть в Уяйне в 1740 году.
  2. Оазисы находились в зависимости от бедуинов, с другой стороны последние обеспечивали безопасность, например, торговых путей, за необходимый им прибавочный продукт См.подр.: Крадин Н. Н. Империя Хунну
  3. Согласно сунне пророка Мухаммада мужчинам запрещалось носить золото.

Примечания

  1. Васильев А. М. История Саудовской Аравии: 1745 г. — конец ХХ в.. — Москва, 2001.
  2. The Life, Teachings and Influence of Muhammad ibn Abdul-Wahhaab. — С. 12-13.
  3. Александр Андреев, Максим Андреев Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши. — Наш современник, 2010.
  4. ↑ История Саудовской Аравии: 1745 г. — конец ХХ в.. — Москва, 2001.
  5. The Life, Teachings and Influence of Muhammad ibn Abdul-Wahhaab. — С. 62-63.
  6. Мухаммад ибн Сауд. AllMonarchs.net. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013. Проверено 28 апреля 2013.
  7. Дж. Андерсон Королевство Саудовская Аравия. — 1983. — С. 77.
  8. ↑ Подробное вступление в мазхаб Ахмада ибн Ханбаля = المدخل المفصل لمذهب الامام احمد. — С. 555.
  9. Вook written by Sheikh Muhammad // Wahabism Exposed. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013. Проверено 28 апреля 2013.
  10. Н. Гольдштейн; У. Браун-Фостер Религия и государство. — С. 118.
  11. Д. В. Ермаков Вероучение ханбалитов // Хрестоматия по исламу. — Москва: Наука. — С. 135.
  12. Федеральный список экстремистских материалов

Ссылки

  • Sheikh Muhammad ibn ‘Abd al Wahhab. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013. Проверено 28 апреля 2013.
  • Стецкевич М. Мифы о «тоталитарных сектах» и «ваххабитах» в современной России: попытка анализа.
  • Ханиф Джеймс Оливер Миф «Ваххабизма» / Перевод: Алиева Нармина.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52