Музыкальная поэтика

Музыкальная поэтика (лат. musica poetica) — термин в музыкальной теории XVI — XVII веков, обозначавший музыкальную композицию (как артефакт музыкального творчества), а также технику музыкального сочинительства. Прилагательноe poetica в данном термине обозначало не поэзию (искусство стиха), а др.-греч. ποίησις в прямом смысле — творчество, созидание. Термин появился впервые В трактате Николая Листения «Основы плавного распева» (Виттенберг, 1533) и получил широкое распространение в немецкой музыкальной науке барокко. Наиболее значительные труды, посвящённые теории и/или технике музыкальной композиции, создали Генрих Фабер (1548), Иоахим Бурмейстер (1606), Иоахим Турингус (1624), Иоганн Андреас Хербст (1643), Афанасий Кирхер (1650) и др.

Музыкальная поэтика подразделяется на «сортизацию» (лат. sortisatio) и «композицию» (лат. compositio). В то время как сортизация ориентируется на (уже известный в истории) жанр, композиция практически описывает технику контрапункта. В барочных трактатах, посвящённых музыкальной поэтике, большое место отводится музыкальной риторике.

Литература

  • Burmeister J. Musica poetica: Definitionibus et divisionibus breviter delineata quibus in singulis capitibus sunt hypomnemata praeceptionum instar συνοπτικώς addita. Rostock, 1606.
  • Eggebrecht H.H. Terminologie der musikalischen Komposition. Wiesbaden: Steiner, 1996, ISBN 3515070044.
  • Loesch H. von. Der Werkbegriff in der protestantischen Musiktheorie des 16. und 17. Jahrhunderts. Ein Mißverhältnis. Hildesheim: Olms, 2001, ISBN 3487114461.


Музыкальная поэтика.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52