Алексей Моргунов | |
Февралисты («лошкари») Казимир Малевич, Иван Клюн, Алексей Моргунов (слева направо). Москва, 1 марта 1914 года |
|
Имя при рождении: |
Алексей Алексеевич Моргунов |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Стиль: |
неопримитивизм, фовизм, феврализм, неоклассицизм, соцреализм |
Алексе́й Алексе́евич Моргуно́в (1884—1935) — российский и советский художник, внебрачный сын пейзажиста Алексея Саврасова. Видный представитель русского авангарда. Начинал с неопримитивизма с сильным влиянием фовизма, был сооснователем (вместе с Казимиром Малевичем и Иваном Клюном) феврализма, в советское время вернулся к неоклассицизму и закончил соцреализмом. Как и отец, страдал алкоголизмом и был склонен к запоям.
Содержание |
Алексей Моргунов — внебрачный сын известного пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова[1] и Екатерины Матвеевны Моргуновой (около 1856 — около 1920).
В ранних авангардных работах Моргунов сочетал фовизм и неопримитивизм в редакции Михаила Ларионова. В начале 1910-х годов художник держал мастерскую на Остоженке в Москве, получившую известность под названием «Моргуновка», которая была местом встречи левых живописцев и своеобразным клубом и «свободной академией» для рисования натуры[2].
В 1914—1915 годах Моргунов был одним из ближайших сподвижников Казимира Малевича, вместе с ним и Иваном Клюном основавшего феврализм. Начало феврализму было положено на публичном диспуте «Бубнового валета» 19 февраля 1914 года по старому стилю в зале Политехнического музея. Малевич, заявивший на диспуте о низвержении разума, и провоцировавший диспутантов Моргунов пришли на диспут с прикреплёнными на лацканах пиджаков деревянными ложками. Председательствовавший Пётр Кончаловский был вынужден закрыть собрание после слов Моргунова: «У меня от доклада Тугендхольда сделалось расстройство желудка, притом утомил, дурак…»[3]
Фотография гуляющих 1 марта 1914 года с ложками в петлицах по Кузнецкому Мосту Малевича и Моргунова попала в московские газеты. Вне газет осталась фотография троицы февралистов-«лошкарей» с Клюном, сделанная в тот же день, чуть ранее, в художественном ателье на Арбате[4].
Помимо эпатажа и алогизма, в февралистских полотнах Алексея Моргунова, по наблюдению Александры Шатских, «присутствуют те самые плоскости правильных очертаний, что своим молчаливым взиранием так тревожили будущего супрематиста» Малевича[5]. Однако в супрематизм Моргунов не попал. Шатских так пишет об этом:
Вынужденная цезура в творческих отношениях, о которой Малевичу пришлось сообщить Матюшину 28 сентября 1915 года («Моргунов сдал совсем и пришёл в ужасное состояние») была вызвана не «интриганством» супрематиста, которое понапрасну пытаются инкриминировать ему, а потомственным заболеванием отпрыска Саврасова. Чудовищные запои омрачали жизнь и отца, и сына[6].
На два года Моргунов почти полностью выпал из художественной жизни, частично вернувшись в неё только в раннесоветское время[7]. В 1920-е годы художник обратился к неоклассицизму, а в последние годы жизни писал картины в стиле соцреализма[8].
Высшие достижения в искусстве Алексея Моргунова связаны с периодом тесной дружбы с Казимиром Малевичем и, прежде всего, с феврализмом[9]. Немногочисленные февралистские произведения художника в основном сосредоточены в той части коллекции Георгия Костаки, которая в настоящее время находится в Государственном музее современного искусства в Салониках, и в собрании Николая Харджиева[10].
Композиция. Середина 1910-х. Х., м.
Композиция № 1. Около 1915. Х., м.
Композиция. 1915. Х., м. Центр Харджиева—Чаги
Портрет. Около 1915. Х., м. ГТГ (дар Г. Костаки)
Моргунов, Алексей Алексеевич.