Инге Морат | |
англ. Ingeborg Hermine «Inge» Morath | |
Инге Морат в 1958 году |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Карьера: |
1945—2002 |
IMDb: |
ID 1269547 |
ingemorath.org |
Ингеборг Хермина «Инге» Морат (англ. Ingeborg Hermine «Inge» Morath, нем. Inge Mörat[1]; 27 мая 1923, Грац — 30 января 2002, Нью-Йорк) — европейский и американский фотограф; родилась в Австрии. В 1953 году она присоединилась к парижскому агентству Magnum Photos — стала полноправным членом в 1955 году. Морат была последней женой драматурга Артура Миллера: их дочь сценарист и режиссер Ребекка Миллер.
Ингеборг Хермина Морат родилась в Граце (Австрия) в семье учёных Матильды (урождённой Вислер) и Эдгара Мората[2]. В детстве Инге семья много путешествовала по разным лабораториям и университетам Европы. В тот период её родители перешли из католицизма в протестантизм [3]. Первоначально Инге обучалась во франкоязычных школах, а в 1930-х годах переехала с семьей в Дармштадт, а затем — в Берлин. Она училась в Luisenschule около берлинского Bahnhof Friedrichstraße.
Первое знакомство Мората с авангардным искусством стала выставка Энтартете Кунст, организованной нацистской партией в 1937 году, чтобы настроить общественное мнение Германии против современного искусства. «Меня захватили несколько таких картин, в частности я влюбилась в „Синюю Лошадь“ Франца Марка», — писала позже сама Морат.
После окончания средней школы Ингеборг поступила в Берлинский университет, где изучала ряд европейских языков: она свободно говорила по-французски, английски и румынски, в дополнение к родному немецкому. Позже к ним добавились испанский, русский и китайский. К концу Второй мировой войны Морат был призвана на службу — она работала на заводе в Темпельхофе, вместе с украинскими военнопленными. Во время налёта на завод советских бомбардировщиков её удалось бежать и добраться до Австрию. Позднее Морат отказывалась фотографировать боевые действия, предпочитая передавать их последствия[1].
После войны Морат работала переводчиком и журналистом. Она случайно столкнулась с фотографом Эрнстом Хаасом в послевоенной Вене: они стали работать вместеа. В 1949 году Морат и Хаас присоединились к основанному недавно агентству Magnum Photos (Париж). В 1951 году, вступив в недолгий брак с британским журналистом Лайонелем Берчем, Инге переехала в Лондон. В том же году, во время визита в Венецию, она начала фотографировать сама. После этого Морат несколько месяцев работала секретарём Саймона Гутмана, где у нее пояаилась возможность снимать. Первые свои фотографии она продала под псевдонимом «Эгни Таром» — ее собственное имя, записанное в обратной последовательности[1].
После этого Морат развелась с Берчем и вернулась в Париж, чтобы продолжить карьеру уже в фотографии. В 1953 году, после того как она представила свою первую крупную серию работ (о Worker-Priest), Морат была приглашена в агентство Магнум в качестве фотографа. Её первыми заданиями были истории, к которым не проявили интереса «большие мальчики» (англ. the big boy). В частности, она выехала в Лондон, чтобы фотографировать жителей районов Сохо и Мэйфэр: её портрет миссис Эвелей Нэш вошёл в число наиболее известных её работ.
В 1955 году Морат пригласили стать полноправным членом Magnum Photos. В конце 1950-х годов Морат много путешествовала, рассказывая фотоистории о Европе, Ближнем Востоке, Африке, Соединенных Штатах и Южной Америке. Её снимки публиковались в таких изданиях, как Holiday, Paris Match и Vogue. В 1955 году была опубликована книга «Guerre à la Tristesse» (совместно с Робертом Делпиром) — всего же Морат принадлежат более тридцати монографий. Как и другие члены Magnum, Морат часто работала фотографом на съёмках многочисленных фильмов, включая «Мулен Руж» Хьюстона (1952) и «Непрощенный» (1959)[1][4].
После возвращения в Соединенные Штаты, в 1960-х и 70-х годах, Морат работала «ближе к дому», воспитывая детей. В эти годы вышли её книги «В России» (1969) и «Китайские встречи» (1979), описывавшие поездки Инге в Советский Союз и КНР[5]. В 1980-х и 1990-х годах Морат продолжал выполнять как редакционные задания, так и работать над собственными проектами[1]. В 2002 году, работая с режиссером Региной Страссеггер, она исполнила своё давнее желание вновь увидеть землю своих предков — границы Штирии и Словении. Книга «Последнее путешествие» (2002) и фильм Страссегера «Гренц Роум» («Пограничное пространство», 2002), задокументировали эти поездки Инги Мората в последние годы её жизни[6].
Инге Морат умерла от рака в 2002 году в Нью-Йорке в возрасте 78 лет, перестав снимать лишь за две недели до кончины[1]. Посмертно была опубликована её работа о последствиях терактов 11 сентября 2001 года[7].
Достижения Мората в течение первого десятилетия её фототворчества признавались критиками весьма значительными. Наряду с Евой Арнольд, Инге была одной из первых женщин, ставших полноправными членами Magnum Photos — этой преимущественно мужской организацией. Многие критики писали о игривом сюрреализме, которым отмечены работы Морат. В зрелых произведениях Морат она уже документировала выносливость человеческого духа в ситуациях чрезвычайных трудностей, а также — проявлений экстаза и радости[8].
К достижениям Морат относили и её портретные работы: в том числе постановочные изображения знаменитостей, а также «мимолетные» изображения анонимных прохожих. Её фотографии дома Бориса Пастернака, библиотеки Пушкина, дома Чехова, спальни Мао Цзэдуна, а также мастерских художников и мемориалов кладбищ были как бы пронизаны «духом невидимых людей». Писатель Филипп Рот описал саму Морат как «самое привлекательное, бодрое и, казалось бы, безвредную вуайеристку…»[9].
17 февраля 1962 года Инге Морат вышла замуж за драматурга Артура Миллера и переехала в Соединенные Штаты. Первый ребенок, дочь Ребекка, родился у пары уже в сентябре того же года. Второй ребенок, Даниэль (с синдромом Дауна), появился на свет в 1966 году[10]. Ребекка Миллер стала кинорежиссером, актрисой и писательницей[4].
Морат, Инге.