Миф о Сизифе | |
Сизиф на картине Тициана, 1549 год |
|
Жанр: | |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Публикация: |
1942 |
Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) — философское эссе Альбера Камю, написанное им в 1942 году. Считается программным произведением в философии абсурдизма.
Это эссе следует рассматривать совместно с другими работами Камю: повестью «Посторонний», пьесой Калигула и, особенно, эссе Человек бунтующий.
Содержание |
Эссе, посвящённое Паскалю Пиа, состоит из четырёх глав и приложения.
Камю пытается ответить на единственный, по его мнению, имеющий значение философский вопрос: «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?»
Как должен жить человек абсурда? Очевидно, этические нормы не применимы, поскольку все они в высшей степени основаны на самооправдании. «Порядочность не нуждается в правилах» «Всё позволено» … речь идёт не о возгласе освобождения и радости, а о горькой констатации. Дальше Камю переходит к настоящим примерам абсурдной жизни. Он начинает с Дон Жуана, серийного соблазнителя, жившего необузданной, постной жизнью.
Следующий пример — актёр, изображающий эфемерные жизни для эфемерной славы.
Третий пример человека абсурда Камю — завоеватель, забывший все обещания вечности ради влияния на человеческую историю.
В этой главе Камю исследует абсурдное творчество художника.
Сизиф бросил вызов Богам. Когда пришло время умирать, он попытался сбежать из преисподней. За это Боги решили его наказать: вечно он должен был вкатывать огромный камень в гору, откуда тот неизменно скатывался вниз, и все нужно было начинать сначала. Боги полагали, что на свете нет ничего ужасней, чем тяжёлая и бесполезная работа. Камю считает Сизифа абсурдным героем, который живет полной жизнью, ненавидит смерть и обречен на бессмысленный труд. Сизиф наиболее интересен Камю, когда он спускается к подножию горы к скатившемуся камню. Это поистине трагический момент, в который герой осознает свое безвыходное положение. У него нет надежды, и тяжёлая судьба не может быть преодолена с помощью презрения к ней. Но у Сизифа есть камень, который является его достоянием, и каждый отблеск руды в нём для героя — целый мир. Камю заключает, что «все хорошо» и, что «Сизифа следует представлять себе счастливым».
Автор представляет непрерывный и бессмысленный труд Сизифа как метафору современной жизни, потраченной на бесполезный труд на фабриках и в офисах. «Сегодняшний рабочий каждый день своей жизни трудится над одной и той же задачей, и эта судьба не менее абсурдна. Но это трагично только в редкие моменты, когда это осознаётся».
Альбер Камю | |
---|---|
Романы | Посторонний | Чума | Падение | Счастливая смерть | Первый человек |
Рассказы | Изгнание и царство |
Пьесы | Калигула | Недоразумение | Осадное положение | Праведные | Бесы |
Эссе | Изнанка и лицо | Брачный пир | Миф о Сизифе | Бунтующий человек | Размышления о гильотине |
Это заготовка статьи о литературе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Миф о Сизифе (эссе).