Макс Ме́йер (англ. Max Friedrich Meyer), 14 июня 1873, Данциг, Пруссия — 14 марта 1967, США — германо-американский психолог и музыкальный теоретик.
Содержание |
Родился в семье ювелира.
Образование получил в Берлинском университете, где изучал, физику, акустику и психологию.
В 1896 году (в возрасте двадцати трех лет) Макс Майер под руководством Макса Планка и Карла Штумпфа защитил докторскую диссертацию по музыкальной акустике: «Kombinationstöne und einige hierzu in Beziehung stehende akustische Erscheinungen» («Комбинации тонов и связанные с ними акустические явления»).
В самом конце 19-го века иммигрировал из Германии в США.
На протяжении ряда лет занимал должность профессора экспериментальной психологии Университета Миссури, где явился инициатором создания в 1900 году факультета психологии.
В 1930 году был избран председателем Ассоциации Психологов Среднего Запада[1], а также президентом Южного Общества Философов и Психологов[2].
Считается одним из наиболее влиятельных психологов своего времени.[3].
Научная деятельность Макса Мейера по большей части связана с исследованиями неврологических аспектов поведения, а также с изучением различных проблем и вопросов из области музыкальной акустики и музыкальной психологии.
Мейер явился соавтором Закона Липпса — Мейера [4], согласно которому законченность мелодических интервалов определяется тем, может ли финальный звук конкретного интервала быть выражен числом 2 или кратным ему в натуральной дроби, выражающей соотношение нот между нотами интервала. А из этого следует, что порядок нот имеет значение. Если ноты чистой квинты, (выражаемой как 3/2) – например (до-соль) – будут представлены как <соль-до>, (2:3) то возникнет эффект незавершённости, в то время как порядок <до, соль> (3:2) будет придавать эффект законченности. Это мера стабильности и завершённости интервала. Следует заметить, что она близка к более распространённой шкале силы интервалов, определяемой их положением в натуральном звукоряде.
Макс Мейер разработал также авторскую схему «Tonality Diamond» («Ромб тональностей»), в методологической концепции которой наглядным образом раскрываются некоторые интересные математические закономерности, связанные с музыкальными тональностями и микрохроматикой.
Мейер, Макс.