Мегажанр

Мегажанр — согласно теориям ряда российских литературоведов, наряду с метажанром наджанровая историко-типологических группа. В отличие от метажанра, мегажанр имеет мирообразовательный, но не архетипический потенциал. К метажанрам относят фантастику, детектив, блокбастер, ремейк и другие. По мнению главного редактора журнала Если А. Шалганова, фантастика — это «параллельная литература», в которой существуют все жанры и все направления, но только с дополнительным элементом иновариантности. Фантастика включает в себя как общие жанры литературы (например, психологический роман, роман воспитания, социальную и историческую прозу, триллер, детектив), так и специфические жанры (например, космоопера, технофэнтези). Подобно метажанру, мегажанр выходит за родовые и литературно-формальные границы традиционного жанра. Например, современный детектив помимо прозы может существовать в поэтической или драматургической форме («Посвящается Ялте» И. Бродского, «Чайка» Б. Акунина). Мегажанр может послужить семантической основой для метажанра, если его канон имеет большое культурное значение[1].

Появление мегажанра и других наджанровых форм связано с особенностями литературного процесса 20 века, который характеризуется кризисом традиционных жанровых форм и многочисленными экспериментами по соединению (синтезу) различных жанров[2][3].

Объединенные интенцией жанры образуют мегажанр. В качестве примера можно привести роман П. Зюскинда «Парфюмер», где соединены детективный и исторический роман, роман-воспитание и роман о художнике. Мегажанр существует не только в рамках модернизма и постомодернизма, но и реализма. Например, произведение Бориса Пильняка «Волга впадает в Каспийское море» соединяет в себе «производственный» роман и научный трактат. Особенностью мегажанра является межвидовое жанровое смешение[4]. В мегажанре жанровое смешение является разноплановым[5].

Примечания

  1. к.ф. н. ЕГУ Подлубнова Ю. С. Метажанры, мегажанры и другие жанровые образования в русской литературе
  2. Кафедра литературы и культурологии ДВГГУ. Всероссийская научная конференция «Фантастика и современное мифотворчество». доклад к. ф.н. О. А. Сысоева В. С. Мартыненко «К проблеме функционирования мегажанров в современной массовой литературе»
  3. к. ф. н. О. А. Сысоева В. С. Мартыненко «К проблеме функционирования мегажанров в современной массовой литературе»
  4. С. Ш. Шарифова. Понятие, механизмы и формы жанрового смещения в современной романистике
  5. Теоретические аспекты жанрового многообразия азербайджанского романа

Литература

  • к.ф. н. ЕГУ Подлубнова Ю.С. Метажанры, мегажанры и другие жанровые образования в русской литературе
  • Ю. Подлубнова. О метажанрах, мегажанрах и других жанровых образов
  • В. С. Мартыненков. О. А. Сысоева. К проблеме функционирования мегажанров в современной массовой литературе
  • Кафедра литературы и культурологии ДВГГУ. Всероссийской научной конференции «Фантастика и современное мифотворчество»
  • Теоретические аспекты жанрового многообразия азербайджанского романа
  • С. Ш. Шарифова. Понятие, механизмы и формы жанрового смещения в современной романистике


Мегажанр.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52