Машиностроительный завод имени С. М. Кирова (Алма-Ата)

Машиностроительный завод имени С. М. Кирова
Тип

ОАО

Год основания

1942

Расположение

Алма-Ата (Казахстан)

Отрасль

машиностроение, торпедостроение

Продукция

торпеды, судовая гидравлика и пр.

Сайт

http://mzkirov.narod.ru

ОАО «Машиностроительный завод имени С. М. Кирова» — крупный машиностроительный завод в Алма-Ате. Построен в 1942 году на базе эвакуированного из-под Махачкалы завода № 182 (ныне завод «Дагдизель»), незадолго до этого объединившегося с токмакским заводом имени С. М. Кирова. В советское время был одним из ведущих дизелестроительных и торпедостроительных заводов СССР. В настоящее время входит в состав национальной компании «Казахстан Инжиниринг», созданной в 2003 году.

Является единственным производителем торпед с тепловыми двигательными установками на территории СНГ, выпускал, в частности 650-мм торпеды типов 65-72 и 65-76. При взаимодействии с рядом предприятий бывшего СССР, такими как ЦНИИ «Гидроприбор», НПО «Регион», ЦНИИ «Мортеплотехника», ЦНИИ им. Крылова, был освоен выпуск морских торпед 20 типов и модификаций.[1] Также ведется выпуск судового гидравлического оборудования и оборудования для нефтегазовой и горнодобывающей отраслей, литья.

Содержание

История

В начале Великой Отечественной войны торпедостроительный завод № 182 в дагестанском посёлке Двигательстрой был объединён с эвакуированным из прифронтовой полосы заводом имени Кирова из украинского Токмака. Однако уже через год, в середине лета 1942 года, Махачкала оказалась в прифронтовой полосе, и завод вновь был вынужден эвакуироваться в Алма-Ату (частично также в Петропавловск)[2]:

На новом месте в Алма-Ате всё пришлось начинать с нуля. Прибывшее оборудование временно разместили в подвалах табачной фабрики, в кинотеатре. Начали со строительства цехов. Станки и оборудование монтировали одновременно с возведением стен. К изготовлению торпед приступили задолго до установки перекрытий и крыш. Даже электроэнергией себя обеспечивать пришлось самим. На ближайшей речке построили каскад электростанций. Турбины спроектировали и построили сами.

Тем не менее, к 1943 году производство было запущено и алма-атинский завод приступил к выпуску торпед 53-38У и 53-39.

Со временем на заводе была создана уникальная производственная база по выпуску сложной машиностроительной продукции — торпед с тепловыми двигательными установками. Производство создавалось по замкнутому технологическому циклу и включало все виды производства — от литья до механической обработки и сборки.[3]

Помимо изготовления торпед, заводом было освоено производство изделий судовой гидравлики и автоматики, которая используется практически на всех надводных и подводных объектах.

Современное состояние

В 1990-е годы с ликвидацией Советского Союза и организации Варшавского договора оборонные заказы резко сократились. Завод начал осваивать гражданскую продукцию, однако не прекратил и выпуск торпед и военного оборудования.

В марте 2003 года была создана национальная компания «Казахстан Инжиниринг», куда вошёл и завод им. С. М. Кирова.

На 2008 год на заводе работало около 600 человек. Почти 90 % продукции имеет чисто военное значение либо носит двойное назначение, то есть может использоваться как для нужд оборонных ведомств, так и для гражданских нужд. На машиностроительную продукцию общепромышленного назначения приходится 10 % производимой продукции.[4] В частности, завод выполняет доработку торпеды 53-65 КЭ с целью повышения ее эффективности, надежности и срока эксплуатации.[1]

Завод занимает территорию в 34 гектара, имеет более 14 цехов, включая металлообрабатывающие, производства для точного литья, лазерной и термической обработки, кузнечно-прессовых работ, гальванических покрытий и др.[5]

Производимая продукция

(На 2000-е годы[6])

  • Агрегаты гидравлических систем
  • Гидрораспределители
  • Гидрораспределители для гидроинструментов
  • Гидроцилиндры
  • Пневмонасосы
  • Системы гидравлические и насосы
  • Гидроцилиндры для автокрановой техники
  • Гидроцилиндры для бульдозеров
  • Комплектующие для нефтегазового комплекса
  • Медтехника
  • Изделия для горнодобывающей промышленности
  • Комплектующие для железнодорожного транспорта
  • Элемент судовой гидравлики

Руководители

  • Кошенов, Рашит Габдрахманович
  • Мусабаев, Мурат Кожаханович

Награды

Известные работники завода

Адрес

Примечания

  1. ↑ Ракетная техника - новости, история, обзоры, фото
  2. Ю. Л. Коршунов, А. А. Строков. Торпеды ВМФ СССР
  3. История предприятия Машиностроительный завод им. С. М. Кирова
  4. Николай Лимов. Период застоя закончился, впереди большая работа (25 июля 2008)
  5. Kazakhstan Engineering — АО &quotМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМ. С. М.КИРОВА&quot
  6. ГРУППЫ ТОВАРОВ : Машиностроительный завод им. С. М. Кирова, АО : ALL-BIZ.INFO: Казахстан
  7. Жил да был фотохудожник…

Ссылки

  • Сайт завода
  • Данные о заводе на сайте flot.com
  • Данные о заводе на сайте kz.all-biz.info

Машиностроительный завод имени С. М. Кирова (Алма-Ата).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52