Массовые расстрелы в калуге, массовые расстрелы в кралеве и крагуеваце, массовые волнения 5 букв, массовые убийцы украины

Самосожжение старообрядцев в конце XVII века. Картина Г. Мясоедова

Массовые самоубийства в старообрядчестве — феномен религиозной жизни России в конце XVIIXIX веках, заключавшийся в коллективных самоубийствах старообрядцев.

Наиболее распространённым способом самоубийства было самосожжение (гари), однако, наряду с ним, были также распространены самопогребение, самозаклание, «запощивание» (добровольная смерть от голода) и самоутопление. Имеются сведения о единичном случае самоуничтожения при помощи порохового заряда.[1]

Содержание

Богословские определения

Согласно православному учению, которое разделяли не только сторонники сторонники реформ патриарха Никона, так и их противники, добровольное лишение себя жизни является одним из тяжелейших грехов. В связи с этим официальная Русская православная церковь осуждала массовые самоубийства в среде старообрядцев и в 1667 году произнесла анафему на непокорников и хулителей, а правительство стало принимать меры к поимке мятежников и зажигателей и предавало их смертной казни.[2]

В то же время апологеты таких самоистреблений в старообрядческой среде предпочитают не использовать термины самоубийство и самоистребление, а массовые лишения себя жизни старообрядцами различными способами трактуются ими как добровольная мученическая смерть. При этом, предпочтение отдавалось «смерти в огне» или, так называемым, гарям. Самосожжение трактовалось как второе крещение, «крещение огнём»[2].

Предыстория

Самосожжения практиковались среди некоторых религиозных движений в раннем христианстве, таких как монтанисты, донатисты и циркумциллионы.[2]

Существовавшие в IV веке религиозные движения донатистов и циркумциллионов зачастую прибегали к самосожжениям в ответ на преследования властей, ссылаясь при это на слова апостола Павла «предам тело мое, во еже сжещи е».[3]

В 724 году император Лев III Исавр издал указ, принуждавший монтанистов признать христианскую церковь, и тогда некоторые из них сожгли себя заживо со своими молитвенными домами.[4]

История

XVII век

Идея лишения себя жизни по религиозным соображениям зародилась старообрядчестве в XVII века после церковной реформы патриарха Никона в части беспоповщины, которая получила наименование нетовщины. Часть последователей этого учения считали, что раз после исчезновения на земле «истинного священства и таинств» спасти свою душу можно лишь личным подвигом или личным самоотречением, таким как лишение себя жизни. Первым проповедником этой идеи стал инок Капитон, отрицавший необходимость духовного чина и предлагавший искать спасение в подвижничестве, в котором он особо выделял постничество.[5] По его имени учение о мученической смерти получило название «капитонство».[6] Позже эту идею развил уроженец Юрьевского уезда некий Василий Волосатый, который стал проповедовать «пощение до смерти». Таким образом, первым способом самоубийства, проповедавшегося среди старообрядцев стало самоуморение.[7] Сторонников капитонства обвиняли в том, что они «живых в гроб кладут», запирают людей в кельях и морят голодом.[8]

Несколько иной смысл самоубийство получило в среде остального старообрядчества. В основу доктрины была выдвинута мысль о наступлении царства антихриста. Мученическая смерть понималась как средство соблюсти веру, сохранить ризу крещения от осквернения, не погубить плодов покаяния. Требование мученической смерти считалось обязательным для каждого, так как считалось, что никому нельзя избежать печати антихриста. Протопоп Аввакум предлагал мученическую смерть только избранным, как «самовольное мученичество», оправдывая её исключительно лишь святоподобиями.[9]

Первый известный случай самоуморения произошел в Вязниках, вскоре оно распространилось в Нижегородский уезд, особенно известны стали Чорнораменские леса на Ветлуге.[10] В 1660-х годах в вологодских, костромских, муромских и суздальских лесах «морильщики» — проповедники и участники массовых самоубийств голодом, получили достаточно широкое распространение.[11] Они «запирали себя в избы или норы, чтобы избежать соблазна спасения жизни, и там держались полного поста до последнего издыхания».[12]

Вскоре, самым распространенным способом самоубийства среди старообрядцев стало самосожжение. Некто «малый» Сенька в 1666 году докладывал нижегородскому воеводе И. С. Прозоровскому, что «в Нижегородском уезде чернецы, когда пришли стрельцы, запершись в кельях, зажгли их и сгорели». В марте того же года некто С. А. Зубов писал из Вологды в Москву, что и здесь произошло первое самосожжение: «Четыре человека, нанося в избу сена и склав и запершись, и изнутри зажгли сами и сгорели; да семь человек, утаясь от людей, вышли из деревни ночью в поле и сели в дехтярном срубе, и зажгли сами, и в том срубе сгорели».[13]

В 1672 году в Нижегородской области произошёл случай самосожжений, в результате которого сгорело «тысячи с две» старообрядцев.[14]

Примечания

  1. Самосожжения старообрядцев
  2. ↑ Н. М. Михайлова. Розыск о расколах. Часть III. Сектантство и раскол «Староверов» в XVII в. Глава 12. Самосожжения. 1995
  3. В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Раскол донатистов
  4. В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Монтанизм
  5. Самоистребление // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. [1]
  7. Самоистребление // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества // Летопись занятий Императорской Археографической комиссии за 1911 год. СПб., 1912. С. 334.
  9. Самоистребление // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Самоистребление // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. [2]
  12. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: духовные движения XVII в. М., 1995. С. 272.
  13. Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества // Летопись занятий Императорской Археографической комиссии за 1911 год. СПб., 1912. С. 335.
  14. Самоистребление // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература

  • И. Я. Сырцов. «Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII стол.» (Тобольск, 1888)
  • И. М. Добротворский. «О самосожигательстве раскольников» («Православный собеседник», 1861, № 4)
  • И. Нильский. «Несколько слов о самосожигательстве у раскольников» («Христ. чтение», 1864., т. I)
  • В. Г. Есипов. «Самосожигатели» («Отеч. записки», 1863, № 2)
  • А. Пругавин. «Самоистребление. Проявление аскетизма и фанатизма в расколе» («Русская мысль», 1885, №№ 1, 2 и 7)
  • Д. И. Сапожников. «Самосожжение в русском расколе» (со второй полов. XVII в. до конца XVIII; М., 1891)
  • П. С. Смирнов. «Происхождение самоистребления в русском расколе» («Христианское чтение», 1895, I, 617—635; II, 170—99)
  • П. С. Соколов. «Копенские происшествия 1802 и 1827 гг.» («Христ. чтение», 1896, кн. 5)
  • свящ. М. Вижевский. «О расколе в Тираспольском уезде Херсонской губ. и заживо похороненных здесь раскольниках» («Братское слово», т. II, 1897)
  • свящ. М. Вижевский. «К вопросу о заживо похороненных раскольниках Тираспольского уезда» (ib.)
  • свящ. М. Вижевский. «К вопросу о тираспольских изуверах» (ib.)

Ссылки

  • Самоистребление // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • http://www.domarchive.ru/books/raskol/raskol_3/2324
  • http://russiasib.ru/samosozhzheniya-staroverov-v-sibiri/
  • http://www.anti-raskol.ru/pages/1323
  • http://www.dissercat.com/content/massovye-samosozhzheniya-v-staroobryadchestve-xvii-xix-veka-praktika-i-dogmatika
  • http://www.nivestnik.ru/2006_1/1.shtml

Массовые расстрелы в калуге, массовые расстрелы в кралеве и крагуеваце, массовые волнения 5 букв, массовые убийцы украины.

Сервиль, Туоми, Зайнсхайм.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52