Мадазимов Рахмонберди

Перейти к: навигация, поиск
Мадазимов Рахмонберди Мадазимович
ўзбек.Мадазимов Раҳмонберди Муҳаммадаъзим аълам ўғли
Мадазимов Рахмонберди

Мадазимов Рахмонберди - основатель театрального движения на Юге Кыргызстана.
Род деятельности:

артист театра, основатель театрального движения на Юге Кыргызстана.

Дата рождения:

1875({{padleft:1875|4|0}})

Место рождения:

город Узген, Кыргызстан

Дата смерти:

май 1933 года

Место смерти:

город Узген, Кыргызстан

Отец:

Ибни Мухаммадаъзим аълам (умер в 1876 году) религиозный деятель

Мать:

Биби Солиха (1850-17.03.1922 год) уроженка города Уратепа, Таджикистан.

Супруга:

Бибихон (1884-26.03.1922 год) уроженка города Уратепа, Таджикистан.

Дети:

Назокатхон (1.03.1902-03.1934 годы), Хожинисо (8.03.1907-13.03.1932 годы), Уринбой (4(17).03.1910-5.10.1980 годы), Назирхон (1912-1917 годы), Рахмонов Журахон Рахмонбердиевич (18.08.1917-7.04.1977 годы)

Биография

Мирзо Рахмонберди сын Мухаммадазима родился в 1875 году в городе Узгене. Он был как и его отец Мухаммадазим сильным муллой, посетившим хадж, он молитвами лечил даже безнадёжных тяжело больных. Мирзо Рахмонберди хаджи имел большой авторитет, даже проезжавшие мимо него всадники на лощадях, увидев его издали спускались с лощади и склоняли перед ним голову. Рахмонберди Мадазимов был писателем, в 1914-1915 годах в типографии при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края в городе Ташкенте были изданы его две книги «Ўшнинг тавсифи» (Характеристика Оша), «Исмлар имлоси» (Словарь имён). В 1918 году мой отец Рахмонберди хаджи сын Мухаммадазима аълама (Мадазимов) вместе с Бекназаром Назаровым, Иброхимом Мусабоевым, Журахоном Зайнобиддиновым, А.Саидовым, А.Эшанхановым, Н.Камаловым впервые в Кыргызстане основали самодеятельный театральный кружок на базе концертной бригады при Реввоенсовете Туркестанского фронта из местных мусульманских актёров. Он был одним из основателей театрального движения на юге Кыргызстана. В 1919 году кружок сформировался в драматическую труппу. Эта труппа послужила не только развитию театрального искусства, но и развитию профессионального музыкального искусства на юге Кыргызстана. Так как в репертуаре труппы, кроме театральных постановок ставились многочисленные концертные программы, также осуществлялась обработка народных мелодий для музыкального сопровождения спектаклей, что стало особым этапом на пути становления музыкантов-профессионалов. В дальнейшем эта труппа стала основой для создания Ошского узбекского государственного академического музыкально-драматического театра имени Бобура (ранее имени С.Кирова). Театр имени Бабура в городе Ош является одним из старейших театров в Центральной Азии. Рахмонберди Мадазимов в составе театра побывал во всех районах Ошского уезда, где ставил спектакли и боролся с басмачеством оружием искусства и культуры. Ставя спектакли в районах знал, где были размещены басмачи и места хранения их оружия. Он совместно со своим родственником, основателем и первым начальником милиции города Ош Балтыходжой Султановым активно участвовал в обезвреживании басмачества. На своей телеге он незаметно пряча перевозил оружие красных через районы, где орудовали банды басмачей и таким образом снабжал Красную армию оружием и боеприпасами. Поставленная драматической труппой пьеса Маннона Уйгуна «Лекарь из Туркестана» в своё время вызвало резкое недовольство реакционных религиозных деятелей. Так как в то время в составе труппы не было женщин актрис, то роль женщин великолепно исполнял Журахон Зайнобиддинов. Во время гражданской войны прилегающие к Ошу районы превратились в поле боёв. По предложению начальника милиции города Ош Балтыходжи Султанова труппа стала участником этого фронта и агитатором партии. Труппа ставила спектакли и концерты в сёлах и районах Ошского уезда, на базарах, площадях и других местах, где собиралось много народу, показывала недобрые намерения басмачей. Основатель театра Рахмонберди Мадазимов вспоминал: - Курбаши Мадаминбек разбойничал около Андижана, нападал на жителей. Ошский гарнизон хотел помочь с обеспечением оружия Андижанскому военному гарнизону. Но как доставить туда оружие? Эту проблему решили артисты театра. Украсили карету, разложили оружие, сверху положили одеяла и тушаки. Артист Рахмонберди Мадазимов наложил грим и стал большим «ишаном»-религиозным проповедником. Ещё два актёра стали его «муридами»-учениками. Поставили около себя священную книгу Коран, читая его пустились в путь. Когда карета подъехала к Ходжаабаду послышалась стрельба. Десятки басмачей окружили карету. Тогда извозчик сделал рукой знак «тихо» басмачам и приоткрыл занавеску. Басмачи увидели «ишана» и его «учеников» поклонились. Потом с почестями довезли их до Андижана. Для обеспечения оружием такие «постановки» труппы повторялись неоднократно. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров, в 1929 году театр начал свою деятельность на профессиональной основе и начиная с этого времени начал ставить на сцене большие пьесы, которые отражали злободневные вопросы того времени. Постановка на сцене музыкальной драмы Камила Яшина и Музаффара Мухамедова «Гулсара» стало большим событием. В 1929-1931 годы в театре были поставлены пьесы К.Яшина «Лолахон», «Ажи-ажи». Эти произведения сыграли большую роль в раскрытии чёрных замыслов идейных противников. Спектакль «Лолахон» много раз ставился для трудящихся Оша, Аравана, Узгена, Карасу, Науката, Ходжаабада. Реакционные элементы организовали ряд нападений в отношении театральных работников. Были подготовлены наёмники, которые должны были поймать и выколоть глаза Рахмонберди Мадазимову, Тожихон Хасановой, Лайлихон Моидовой, Уринбаю Рахмонову. Для безопасности артистов к ним были приставлены вооружённые охранники. Несмотря на организационные трудности, театр расширял свой репертуар за счёт новых, идейных и высокохудожественных произведений. В этом театру оказывали большую практическую помощь народный артист СССР Рахим Пирмухамедов, народные артисты Узбекистана Хикмат Латипов и Кудрат Ходжаев. На сцене Ошского театра были поставлены пьесы «Два коммуниста», «Друзья», «Алишер Навои» и другие произведения. Заслуги моего отца Рахмонберди Мадазимова как организатора и участника театрального движения на юге Кыргызстана и основателя театральной труппы написаны на странице 110 Энциклопедии Ошской области изданная Академией наук Киргизской ССР в 1987 году, в этой же Энциклопедии на стр.110 размещена фотография его сына Журахона Рахмонова. В книге Абдугани Абдугафурова «Академический театр» изданная в феврале 2010 года посвящённая 90-летнему юбилею театра отражены заслуги Рахмонберди Мадазимова в организации и деятельности театра имени Бабура г.Ош. Основатель театра Рахмонберди хаджи Мадазимов в связи с выездом в город Узген в 1932 году ушёл из театра и умер в конце мая 1933 года в городе Узгене. Двое сыновей Рахмонберди Мадазимова достойно продолжили дело своего отца служению искусству и много лет работали на сцене театра имени Бабура города Ош. Уринбой и Журахон Рахмоновы были одними из основателей этого театра и внесли большой вклад в развитие искусства и культуры Кыргызстана, воспитали много молодых актёров. Их большой вклад и труд были высоко оценены Правительством и они были награждены орденами, многочисленными медалями, почётными грамотами.

Сыгранные роли Рахмонберди Мадазимова на сцене театра имени Бобура города Ош

1919 год - М.Бехбудий «Падаркуш», М.Уйгун «Лекарь из Туркестана». 1920 год - Хамза «Отравленная жизнь», 1921 год - Гулом Зафарий «Сирота», 1922 год - Хамза «Наказание клеветников», 1923 год - Комил Яшин «Лолахон», 1924 год - Махмуд Рахмон «Рапорт с юга», 1925 год - К.Яшин и М.Музаффаров «Гулсара», 1926 год - К.Яшин «Два коммуниста», 1927 год - К.Яшин «Друзья», 1928 год - К.Яшин «Внутри», 1929 год - Гулом Зафарий «Халима», К.Яшин «Ажи-ажи» 1930 год - Умаржон Исмоилов «Истории на хлопковом поле», 1931 год - Н.В.Гоголь «Женитьба», 1932 год - М.Уйгун «Переводчик». Кроме того, он участвовал в многочисленных концертных программах.

Литература

  • Энциклопедия Ошской области 1987 год, стр.110.
  • А. Абдугафуров «Видные сыновья Оша» , 2000 год, стр.129-130.
  • А. Абдугафуров «Академический театр», 2010 год.

Примечания

Ссылки

  • Актёрская династия
  • Они стояли у истоков
  • [1]
  • [2]

Мадазимов Рахмонберди.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52