Лютеранская церковь | |
Церковь Святого Михаила
Michael-Kirche |
|
Фототипия 1883 г. | |
Страна | Россия |
Адрес | Немецкая слобода, Горохово Поле, Вознесенская улица, ныне Улица Радио, 17 |
Конфессия | Лютеранство |
Дата основания | 1576 год |
Дата постройки | 1764 год |
Дата упразднения | 1928 год |
Состояние | Снесена |
Церковь Святого Михаила на Викискладе |
Церковь Святого Михаила (нем. Michael-Kirche, Михаэлькирхе, «старая церковь» (кирха) или «купеческая церковь»[1]; в народе «Старая обедня»[2]) — евангелическо-лютеранская церковь, снесенная в 1928 году, религиозный, духовный и культурный центр лютеран в Немецкой слободе. Бывшая территория церкви в настоящее время расположена в Москве по адресу улица Радио, 17.
Новокирочный переулок имеет своё название от этой кирхи, располагавшейся рядом.
Содержание |
История старейшей лютеранской церкви в России и её общины начинается во второй половине XVI века. Ливонская война (1558—1583) послужила одним из факторов, весьма увеличивших число протестантов в России. Огромное число пленных, захваченных уже в первый год после взятия Дерпта, было отправлено в Россию.[3] Пленные лифляндцы поселились на берегу реки Яуза на окраине Москвы, а в 1560—1565 годах создали лютеранскую общину, в которой проводили совместные молитвы.
Отдельного помещения изначально не было. Затем в 1575—1576 годах была возведена небольшая деревянная лютеранская церковь, без колокольни и колоколов, но уже в 1580 году по приказу Ивана Грозного церковь и дома иностранцев были разрушены, а их жители изгнаны на улицу. Это была месть царя лифляндцам[3] за переход короля Ливонии Магнуса на сторону противника России — Стефана Батория, короля польского, под предлогом спекуляцией иностранцами водкой.
Новая церковь была возведена в 1584 году, за городом.
В 1601 году с личного разрешения Бориса Годунова была возведена следующая церковь, там же, в немецко-лифляндском предместье Москвы. В 1611 году она сгорела во время пожара Москвы, который устроили поляки при отступлении из Москвы, в период польско-шведской интервенции. Также была разрушена и вся Немецкая слобода на Кукуе.[3]
В правление Михаила Фёдоровича, в 1620-е годы для старейшей лютеранской общины в Москве была вновь построена церковь и в знак благодарности освящена во имя св. Михаила архангела, небесного покровителя царя.
В 1684 году вместо деревянной было решено построить каменную церковь, что и было сделано. Через два года новую постройку освятили.
Многие из протестантских церквей имели своего покровителя из-за границы или выбирали его среди богатых прихожан. Лютеранская община св. Михаила была под патронажем городского совета Гамбурга.[3]
Церковь трижды горела в пожарах 1729, 1737 и 1748 годов. В 1764 году Маргарита Гржибовская передала общине в дар участок земли. 5 октября того же года, после окончания строительства церкви, состоялось её освящение.
Во время войны 1812 года сама церковь св. Михаила не пострадала, но здания школы и пастората сгорели.
Пасторы и представители общины являлись членами созданного в 1846 году в Москве, под покровительством Великой княгини Марии Павловны, Попечительства о бедных евангелического исповедания, а также Евангелического дамского общества для вспомоществования бедным сиротам евангелического исповедания (1868). На средства этих организаций были открыты богадельни и приют для сирот.
В 1904 году община насчитывала 4500 прихожан (4360 немцев, 120 финнов и 20 шведов), были также датчане и выходцы из Прибалтики. В числе реликвий церкви были серебряные чаши конца XVIII — начала XIX веков, двухъярусное паникадило с гербом 1685 года, изящные металлические люстры, сундуки XVIII века.[4] Церковная библиотека насчитывала более 3,5 тысяч книг. В церковный комплекс входили также здания трехэтажного мужского реального училища, лазарет и часовня. Церковный комплекс с садами и двориками занимали более 2 га земли.
26—29 мая 1915 года по Москве прокатилась волна антинемецких погромов, в ходе которых пострадали люди, немецкие предприятия, также был нанесен большой материальный ущерб протестантским церквям.
В 1920-е годы рядом с церковью св. Михаила расположился Центральный аэродинамический государственный институт (ЦАГИ). В 1925 году институт стал настаивать на полной ликвидации церкви для расширения занимаемой территории. В январе 1928 года по ходатайству института Моссовет постановил закрыть церковь.
Верующие пытались активно бороться. Они собрали сотни подписей в защиту церкви и отправили во ВЦИК несколько писем с просьбами не закрывать церковь. Епископ Александр Теофил Мейер писал во ВЦИК: «Михайловская церковь, старейший лютеранский храм в нашем государстве, имеет для всех немцев-лютеран выдающееся историческое значение, и закрытие этой церкви явилось бы сильным нравственным ударом для всех немцев-лютеран СССР»[5]. 7 мая 1928 года своим решением Президиум ВЦИК передал церковь в распоряжение ЦАГИ. Несмотря на протесты прихожан, церковь была снесена. При сносе земляные работы велись до глубины 8 метров и всё ценное найденное было передано по назначению, а что-то в музеи.
Часть церковных ценностей была передана в музей. Из описи имущества следует, что летом 1928 года музейные работники приняли[5]:
и многое другое. Из храма было вывезено также 127 единиц упаковок архивных материалов.
В 1928—1936 годах, после закрытия церкви, прихожане получили в пользование здание бывшей Реформатской церкви — Московскую церковь евангельских христиан, которым пользовались вместе с евангельскими христианами и баптистами. В условиях антирелигиозной политики к 1937 году не только в Москве, но и во всем СССР не осталось ни одного лютеранского пастора, старейшая российская лютеранская община распалась.
В 1998 году реликвия снесенной церкви — алтарная Библия, изданная в Германии в 1665 году — была возвращена наследнику — Кафедральному собору свв. Петра и Павла. В 1833 году Генрих Кристиан Бернгард подарил эту Библию церкви св. Михаила, где она пребывала вплоть до 1928 года. После закрытия церкви Библия была перевезена в здание Реформатской церкви, а после ликвидации общины св. Михаила, находилась в сарае, в церковном дворе. C 1970 года Библия хранилась в семье пробста Эриха Шахта, в 1993 году она была вывезена в Германию, а в 1998 году была возвращена. Библия является так называемой «толковой Библией», текст которой сопровождается достаточно обширными комментариями. В настоящее время эта Библия возлагается на престол в особо торжественных случаях.
Другой реликвией, дошедшей до наших дней, является алтарь церкви св. Михаила в стиле барокко 1764 года, состоящий из четырех витых колонн и статуй ангелов, обрамляющих две картины. На большой, верхней из двух, изображено Вознесение Господне, а на малой — Тайная вечеря. После закрытия церкви в 1928 году, алтарь был передан в филиал Музея архитектуры им. А.В. Щусева, размещавшийся в Донском монастыре. После возвращения монастыря Русской православной церкви было решено убрать неправославный алтарь, находившийся в главном монастырском соборе. У музея не было необходимого помещения для алтаря, а алтарь является единственным сохранившимся лютеранским алтарём в России и имеет особую ценность для лютеран, поэтому было дано согласие на возвращение его лютеранской церкви. В проекте полного восстановления лютеранского Кафедрального собора, после реставрации алтарь планируется установить в «мемориальной» капелле на галерее южного нефа.
Сохранился также церковный орган Вильгельма Зауэра (нем. Wilhelm Sauer) 1898 года. После закрытия церкви его перенесли в 1-ый Московский крематорий, а в 1999 году также как и алтарь передали Кафедральному собору. Орган был полностью отремонтирован и установлен в 2005 году. Орган звучит на богослужениях каждое воскресенье и в праздники, а также на концертах органной музыки, которые проводятся в соборе.
В 2006 году в составе Евангелическо-Лютеранской Церкви аугсбургского исповедания (ЕЛЦ АИ) был возрожден и прошел государственную регистрацию приход Св.Михаила. Является епископским приходом ЕЛЦ АИ.
Годы | Имя | Годы жизни | Комментарий |
---|---|---|---|
1600-е | Мартин Бер | Неизвестны | 9 мая 1606 года, с дозволения Лжедмитрия I, произнес в Кремле проповедь для служивших немцев[10], что раньше было позволяемо только в Немецкой слободе. |
Михаил Рихтер | 1720—1800 | ||
1822—1836 | Адам Христиан Павел Кольрейф | 1777—1836 | Пастор и писатель [11] |
1840—1855 (?) | Август Генрих Диттрих | 1797—1855 | Cтарший пастор (пастор-примариус), с марта 1842 года заседатель Московской евангелическо-лютеранской консистории. В 1850 году награждён золотым наперсным крестом. |
1867—1887 (?) | Андрей Иванович Фехнер (Andreas Wilhelm Fechner) |
1825—1887 | Писатель, пастор, духовный заседатель Московской евангелическо-лютеранской консистории[12], написавший «Хронику евангелических общин в Москве» — единственный в своем роде, фундаментальный труд, посвященной лютеранским общинам Москвы, основанный на широком историческом материале. |
1897—1920 | Арвид Кан (Kahn) | 1872—1920 | Обер-пастор. Умер от сыпного тифа.[3] |
1904—1907 | Максимилиан Штендер (Stender) | 1876—1922 | |
1909—1921 | Александр Зигфрид (Siegfried) | 1876—1957 | В 1920 году избран асессором в Московской консистории. Эмигрировал в Германию.[3] |
1925—1928 | Эрнст Фридрих Йозеф Гольцмайер (Holzmayer) | 1867—1928 | |
1928—1934 | Александр Теофил Мейер (Meyer) | 1865—1934 | Епископ, доктор теологии, генеральный суперинтендент Московской евангелическо-лютеранской консистории, в 1911—1928 пастор в церкви свв. Петра и Павла, с 1928 — пастор в общине Св. Михаила, которая к тому времени лишилась своего здания и собиралась на богослужения в московской церкви евангельских христиан.[3] |
1928—1934 | Вольдемар Конрад Рюгер (Rüger) | 1891—1938 | В начале 1935 года арестован по обвинению в получении денежных средств на «контрреволюционную агитацию», приговорён к 5 годам лишения свободы, умер в ссылке на Дальнем Востоке.[3] |
В церкви св. Михаила были захоронены знатнейшие особы лютеранского вероисповедания:
Лютеранство в Москве | ||
---|---|---|
Церкви | Церковь Святого Михаила • Кафедральный собор Святых Петра и Павла • Церковь Святой Троицы | |
Благотворительность | Евангелическая богодельня • Евангелическая больница • Евангелический приют для сирот | |
Духовенство | Мартин Бер • Иоганн Готфрид Грегори (1631—1675) • Эрнст Глюк (1652—1705) • Генрих Генрихович Дикгоф (1833—1911) • Иоганн Самуэль Губер (1778—1858) • Дитрих Брауэр (р. 1983) | |
Персоналии | Франц Лефорт (1656—1699) • Анна Монс (1672—1714) • Вильгельм Рихтер (1767—1822) • Павел Шейн (1826 — 1900) • Иван Бартц (1848—1933) • Максим Геппенер (1848—1924) | |
Разное | Немецкая слобода • Введенское кладбище • Старокирочный переулок • Новокирочный переулок |
Лютеранская церковь святого михаила юрьевича, лютеранская церковь святого михаила спб.
Категория:Государственное устройство Намибии, Участник:Кондрашев Александр/Лаборатория, Категория:Мотовозы СССР, III Всероссийский съезд Советов.