Критика «Школы жён» | |
La Critique de l'École des femmes | |
Жанр: | |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Год написания: |
1663 |
Публикация: |
"La Critique de l'Ecole des femmes", ed. Ch. de Sercy, 1663 |
Перевод: |
Н. Максимов, Собр. соч. Мольера, т. I., изд. О. Бакста, 1884 |
Критика «Школы жён» (фр. La Critique de l'École des femmes) — одноактная театральная комедия Мольера в прозе, поставленная в театре Пале-Рояль в пятницу 1 июня 1663 года.
Посвящалась комедия матери короля Людовика XIV Анне Австрийской. Комедия была ответом на критическую реакцию, вызванную постановкой комедии «Школа жён». Она вызвала цепную реакцию взаимных обвинений и оскорблений. В ответ на постановку критики один из оппонентов Мольера Лизидас-де Визе написал пьесу «Зелинда, или Настоящая критика „Школы жен“». Эта пьса не попала на сцену, но распространялась в Париже в печатном виде. Другой оппонент, Эдм Бурсо, написал и поставил в Бургонском отеле пьесу "Портрет художника, или Контр-критика «Школы жен». В ответ Мольер написал и поставил 14 октября 1663 года «Версальский экспромт». Далее де Вилье и де Визе совместно написали пьесу «Месть маркизов», а Антуан-Жакоб Монфлери-младший написал пьесу «Экспромт дворца Конде». Наконец, Филипп де ла Круа написал произведение "Комическая война, или Защита «Школы жен», в котором осуждал распрю между служителями искусства.
Пьеса была впервые напечатана в 1663 г. («La Critique de l’Ecole des femmes», ed. Ch. de Sercy, 1663).
Первое издание русского перевода «Критика на Школу женщин», перевод Н. Максимова, изд. О. И. Бакста, 1884, Собр. соч. Мольера, т. I.
Первая русская постановка: Санкт-Петербург, Александринский театр, 1842 г. (бенефис А. Е. Мартынова).
Содержание |
Первая испольнительница роли актрисса труппы Мольера Катрин Дебри (fr:Mademoiselle de Brie).
Первая испольнительница — Арманда Бежар, жена Мольера
Первая испольнительница — Тереза Дюпарк (fr:Mademoiselle Du Parc)
В этой роли выступал сам Мольер
Первый исполнитель — fr:Brécourt
Первый исполнитель — fr:Du Croisy
Действие комедии происходит в салоне госпожи Элизы, который постепенно наполняется гостями, обсуждающую комедию «Школа жён». В защиту комедии выступают Урания и шевалье Дорант. Активно осуждают пьесу Климена и Маркиз. Элиза и сочинитель Лизидас Лизидас легко меняют одобрительное мнение на осуждающее. Репликами персонажей Мольер показывает несостоятельность и необоснованность критиков пьсы, показывает механизмы формирования «общественного мнения». Вместе с тем действующие лица не являются просто носителями мнений. Несмотря на краткость пьсы Мольеру удалось создать реалистические социально-психологические образы героев. Обращает на себя вниммание аргумент в защиту комедии выдвинутый Дорантом и развитый Уранией: пьса нравится двору, а где как не при дворе можно найти столько просвещенных и компетентных людей, знатаков искусств. Известно, что король действительно поддерживал эту пьесу Мольера, а в этих аргументах видно желание использовать авторитет власти в свою пользу.
Пьесы Мольера | ||
---|---|---|
1650-е | Ревность Барбулье • Летающий лекарь • Шалый, или Всё невпопад • Любовная досада • Смешные жеманницы | |
1660-е | Сганарель, или Мнимый рогоносец • Дон Гарсия Наваррский • Школа мужей • Докучные • Школа жен • Критика «Школы жён» • Версальский экспромт • Брак поневоле • Принцесса Элиды • Тартюф, или Обманщик • Дон Жуан, или Каменный пир • Любовь-целительница • Мизантроп • Лекарь поневоле • Мелисерта • Комическая пастораль • Сицилиец, или Любовь-живописец • Амфитрион • Жорж Данден, или Одураченный муж • Скупой • Господин де Пурсоньяк | |
1670-е | Блистательные любовники • Мещанин во дворянстве • Психея • Проделки Скапена • Графиня д`Эскарбанья • Учёные женщины • Мнимый больной |
Творческие установки мольера версальский экспромт критика школы жён, критика школы жён читать.
Лангбен, Юлиус, Николаев, Пётр, Категория:Карпозубообразные.