Кржижановский сигизмунд доминикович скачать, кржижановский сигизмунд доминикович сказки для вундеркиндов читать

Сигизмунд Доминикович Кржижановский
писатель
Дата рождения:

30 января 1887(1887-01-30)

Место рождения:

Киев, Российская империя

Дата смерти:

28 декабря 1950(1950-12-28) (63 года)

Место смерти:

Москва, СССР

Сигизму́нд Домини́кович Кржижано́вский (11 февраля (30 января), 1887, Киев — 28 декабря, 1950, Москва) — русский советский писатель и драматург, философ, историк и теоретик театра.

Содержание

Биография и творчество

Сигизмунд Кржижановский родился 11 февраля (30 января) 1887 года в окрестностях Киева в семье выходцев из Польши Доминика Александровича и Фабианы Станиславовны Кржижановских. После выхода на пенсию главы семейства семья поселилась на окраине Киева.

Юношество писателя прошло в Четвёртой гимназии Киева — той же, где учился, например, Александр Вертинский. После окончания гимназии в 1907 Кржижановский поступает на юридический факультет Киевского университета, параллельно посещая лекции на историко-филологическом факультете. В годы учёбы в университете печатаются его стихи и путевые очерки о путешествии по Италии, Австрии, Франции, Германии.

После окончания университета в 1913 Кржижановский служит помощником присяжного поверенного, однако в 1918 бросает юридическую практику и в течение трёх последующих лет читает лекции по психологии творчества, истории и теории театра, литературы, музыки в Киевской консерватории, Театральном институте им. Н. Лысенко и Еврейской студии Киева.

Дальнейшее развитие литературное творчество Кржижановского получило в конце 1910-х — середине 1920-х, когда в журналах «Зори», «Неделя искусства, литературы и театра» печатаются два его произведения (рассказ «Якоби и якобы» и повесть в очерках «Штемпель: Москва», 1925).

Приехав в 1922 в Москву, преподает в студии Камерного театра и в дальнейшем работает в нём. В Камерном театре в декабре 1923 состоялась премьера единственной дошедшей до сцены пьесы Кржижановского — «Человек, который был Четвергом» (подзаголовок: «по схеме Честертона», драматическая переработка его одноимённого романа).

В середине 20-х годов писатель активно участвует в деятельности Государственной академии художественных наук.

Быстро став известным в московских театральных кругах, Кржижановский регулярно проводил публичные чтения своих новелл, очерков по драматургии и психологии сцены. Однако, несмотря на известность, ему редко удавалось напечатать свои произведения, что вынуждало его зарабатывать себе на жизнь различной внелитературной работой: в 1925-31 он служил контрольным редактором в издательстве «Энциклопедия», писал сценарии рекламных роликов, выступал как киносценарист и автор либретто опер. В частности, ему принадлежит сценарий фильмов «Праздник Святого Йоргена»[1] (1929, режиссёр Яков Протазанов, в титрах не указан) и Новый Гулливер[1] (1933, в титрах также не указан). Он создал инсценировку «Евгения Онегина» на музыку Сергея Прокофьева (1936). Надо отметить, что в 1938 году Кржижановским также написано либретто оперы Кабалевского «Кола Брюньон», а во время войны — либретто оперы «Суворов» на музыку Сергея Василенко (премьера в 1942).

Работа над оперой по роману Пушкина привела к продолжительному «пушкинскому» периоду в творчестве Кржижановского, результатом которого стали несколько теоретических работ по теории литературы (например, «Искусство эпиграфа (Пушкин)», наброски «Словаря эпиграфов»). В середине 30-х годов из заказанного писателю предисловия к первому тому Собрания сочинений Уильяма Шекспира вырос «шекспировский» период творчества, во время которого написано множество статей и очерков о творчестве английского драматурга. В период 20-х — 40-х годов публиковал многочисленные статьи по истории и теории литературы и театра в газете «Советское искусство», журналах «Литературный критик», «Интернациональная литература» (для которого, в частности, было написано несколько статей о Бернарде Шоу) и других.

Основная литературная деятельность протекала в 1920—1930-е годы, когда Кржижановским написана бо́льшая часть своих прозаических произведений. Среди них — 5 повестей и 6 книг новелл. Кроме того, в 1925 году написаны уже упоминавшаяся повесть в очерках «Штемпель: Москва» и ряд очерков.

Несмотря на известность в издательских и театральных кругах Москвы, Кржижановскому практически не удавалось напечатать сколько-нибудь значительный объём своей прозы. Из теоретических работ отдельной брошюрой была лишь издана «Поэтика заглавий» (1931). Четырежды Кржижановский безуспешно пытался издать сборники новелл и повестей (например, повесть «Возвращение Мюнхгаузена» была принята к печати, однако вскоре была всё же отклонена издательством) и несколько раз, также безуспешно, предпринимал попытки поставить свои пьесы.

Отчаявшись увидеть изданными свои сочинения в хронологическом порядке, Кржижановский составлял свои новеллы в «книги», не оглядываясь на время написания отдельных вещей, что позволяло ему глубже подчеркивать их внутренние связи и переклички. Таким образом, все книги новелл писателя представляют собой логически завершенные произведения, подчиненные определённой внутренней идее.

В 1939 Кржижановского принимают в Союз писателей, что, однако, не изменило общей ситуации с трудностью издания произведений.

С 1940 года художественной прозы Кржижановский уже не писал, создав лишь два десятка очерков о Москве военного времени и зарабатывая на жизнь переводами стихов и польской прозы.

Умер писатель в Москве 28 декабря 1950 года, где находится его могила — неизвестно.

Широкая публикация текстов Кржижановского началась только с 1989 года.

Жена - Анна Гавриловна Бовшек.

Характеристика творчества и основные произведения

С. Д. Кржижановский — преимущественно автор прозаических произведений малой и средней формы, а также статей и очерков по истории Москвы, истории и теории драматургии и театра, психологии сцены. Кроме того, он написал несколько киносценариев и либретто нескольких опер.

  • По мастерству и богатству культурного фона интеллектуальная проза Кржижановского находилось на уровне современной ему европейской и мировой литературы. Критики и исследователи сравнивают его с Ф. Кафкой, Х. Л. Борхесом, А. Камю, Г. Гессе.
  • Характерные для Кржижановского жанры: философская фантасмагория, притча, гротеск, сатира.
  • Художественный метод Кржижановского — создание метатекста (коллажа из различных текстов), строящегося на цитатах, аллюзиях, на реинтерпретации (переосмыслении) в новом контексте образов, идей, устойчивых мифологем мировой культуры.
  • Хорошо зная античную и средневековую философию, философию Канта, Лейбница и других философов Нового времени, Кржижановский художественно обыгрывает их идеи.
  • Большое влияние на творчество Кржижановского оказали Шекспир, Э. Т. А. Гофман, Э. А. По, Свифт, и в своих произведениях он также обыгрывает и их сюжетные линии и образы.
  • Кржижановский высоко ценил произведения Андрея Белого и Александра Грина.
  • Важнейшие темы и образы: память, игра, город, книга, слово.
  • Не входя ни в одну художественную группу, Кржижановский считал, что его метод ближе всего к имажинизму (по крайней мере, к имажинистскому лозунгу развития образности и образа).
  • Теоретические работы Кржижановского по истории, теории и философии литературы и театра и психологии творчества органически связаны с его художественным творчеством. И там, и там писатель постоянно рефлексирует на темы мировой культуры и философии.
  • В теоретических работах и художественных текстах эссеистического типа Кржижановский использует образы и идеи мировой культуры для осмысления современной ему действительности, в том числе советской.

Основные произведения

Повести

  • 1924 — Странствующее «Странно»
  • 1926 — Клуб убийц букв
  • 19271928 — Возвращение Мюнхгаузена
  • 1929 — Материалы к биографии Горгиса Катафалаки
  • 1929 — Воспоминания о будущем (опубликована в 1989).

Книги новелл

  • 19191927 — Сказки для вундеркиндов
  • 19271931 — Чужая тема
  • 19321933 — Чем люди мертвы
  • 19371940 — Мал мала меньше
  • 1940 — Неукушенный локоть (Рассказы о Западе)
  • 1940 — Сборник рассказов 1920—1940-х годов

Очерки

  • 1924 — Московские вывески
  • 1925 — Штемпель: Москва (повесть в очерках)
  • 1925 — 2000 (К вопросу о переименовании улиц)
  • 1925 — Коллекция секунд
  • 1933 — Салыр-гюль (узбекистанские импрессии)
  • 1937 — Хорошее море (выделено из «Сборника рассказов 1920-40 годов» редактором Вадимом Перельмутером)
  • 19451948 — Москва в первый год войны (физиологические очерки)

Пьесы

Сценарии

Либретто к операм

Статьи о литературе и театре

  • Поэтика заглавий
  • Философема о театре
  • Страны, которых нет
  • Фрагменты о Шекспире
  • Искусство эпиграфа (Пушкин)
  • Драматургические приемы Бернарда Шоу
  • Театрализация мысли

Личные записи и размышления

  • Записные тетради (короткие заметки, наброски, эскизы, замыслы — осуществленные и неосуществленные, афоризмы, мысли, наблюдения).

Примечания

  1. 1 2 Перельмутер В. После катастрофы // Кржижановский С. Д. Собрание сочинений в 5-ти тт. Т. 1. СПб.: Симпозиум, 2001. С. 59

Ссылки

В Викитеке есть тексты по теме
Кржижановский, Сигизмунд Доминикович
  • Кржижановский С. Д. Сочинения в библиотеке Максима Мошкова
  • С. Д. Кржижановский на сайте «Русская фантастика»
  • С. Д. Кржижановский на книжных полках Вадима Ершова
  • С. Д. Кржижановский в Библиотеке А. Белоусенко
  • С. Д. Кржижановском Сайт с его текстами.
  • Sigizmund Krzhizhanowsky — Wikilivres
  • Toronto Slavic Quarterly Разнообразные тексты Кржижановского и о нём во многих номерах электронного журнала.

Издания

  • Воспоминания о будущем: Избранное из неизданного / Сост. и комм. В. Перельмутера. — М.: Моск. рабочий, 1989. — 455 с.
  • Возвращение Мюнхгаузена / Сост. и комм. В. Перельмутера. — Л.: Худож. л-ра; Ленингр. отд., 1990. — 576 с. ISBN 5-280-02351-5.
  • Сказки для вундеркиндов / Сост. и комм. В. Перельмутера. — М.: Сов. писатель, 1991. — 704 с. ISBN 5-265-01753-4.
  • «Страны, которых нет»: Статьи о литературе и театре. Записные тетради / Сост., предисловие, прим. В. Перельмутера. — М.: «Радикс». 1994. — 156 стр.
  • Боковая ветка: Рассказы, повести / Редактор-составитель М. Латышев. — М.: Изд. центр «Терра», 1994 г. — 572,[2] с. ISBN 5-85255-359-X.
  • Сказки для вундеркиндов / Сост. и комм. В. Перельмутера. — СПб.: Гудьял-Пресс, 2000 г. — 560 с. ISBN 5-8026-0071-3.
  • Собрание сочинений: В 6 т. / Сост., предисл. и комм. В. Перельмутера. — СПб.: Симпозиум; Б.С.Г.-Пресс, 2001—2010. ISBN 5-89091-131-7.
    • Т. 1. Сказки для вундеркиндов. Странствующее «Странно». Чужая тема. Штемпель: Москва. — 2001. — 688 с. ISBN 5-89091-132-5.
    • Т. 2. Клуб убийц букв. Возвращение Мюнхгаузена. Материалы к биографии Горгиса Катафалаки. Воспоминания о будущем. Чем люди мертвы. — 2001. — 704 с. ISBN 5-89091-133-3.
    • Т. 3. Неукушенный локоть. Мал мала меньше. Рассказы 1920—1940-х годов. Салыр-гюль. Хорошее море. Москва в первый год войны. — 2003. — 673 с. ISBN 5-89091-134-1.
    • Т. 4. Поэтика заглавий. Философема о театре. Страны, которых нет. Фрагменты о Шекспире. Искусство эпиграфа [Пушкин]. Драматургические приёмы Бернарда Шоу. — 2006. — 848 с. ISBN 5-89091-135-X.
    • Т. 5. Театр. Не включенное в авторские проекты книг и незавершенное. Ненаписанное. Juvenilia. — 2010. — 638 с. ISBN 978-5-93381-3019; 978-5-89091-131-5.

Литература о Кржижановском

  • Гаспаров М. Л. Мир Сигизмунда Кржижановского // Октябрь. 1990. N 3
  • Перельмутер В. «Судьба берет себе звезды» // Современная драматургия. 1992. N 2
  • Топоров В. Н. «Минус»-пространство Сигизмунда Кржижановского // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. ISBN 5-01-003942-7
  • Делекторская И. Б. Кржижановский, Сигизмунд Доминикович // Культурология. XX век: Энциклорпедия. СПб.: Университетская книга, 1998
  • Воробьева Е. Неизвестный Кржижановский / Воробьева Е. // Вопросы литературы. — 2002. — N 6. — С. 274—318.
  • Rosenflanz, K. Hunter of Themes: The Interplay of Word and Thing in the Works of Sigizmund Krzhizhanovsky.(Studies on Themes and Motifs in Literature)Peter Lang Publishing 2005

Кржижановский сигизмунд доминикович скачать, кржижановский сигизмунд доминикович сказки для вундеркиндов читать.

Краснораменье, Дарий Великий, Жаклин Дюпре.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52