Иван Владимирович Коржев | |
Коржев Иван Владимирович |
|
Имя при рождении: |
Коржев-Чувелёв Иван Владимирович |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Жанр: | |
Учёба: |
МАХЛ РАХ, Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (факультет скульптуры) |
Стиль: | |
Известные работы: |
"Зевс", «Блудный сын», «Юдифь», «Чингисхан», «Евпатий Коловрат», «Емельян Пугачев», «Блудный сын», музы Эрато и Терпсихора |
Награды: | |
Сайт: |
http://i-korzhev.ru/ |
Иван Владимирович Коржев (Коржев-Чувелёв) (род. 24 ноября 1973 года, Москва) — российский скульптор-монументалист, архитектор, Заслуженный художник Российской Федерации. Работает в жанрах реалистического портрета, монументальной, станковой, мемориальной и парковой скульптуры, живописи, графики, современной архитектуры.
Иван Коржев принадлежит к династии известных художников и архитекторов:
прапрадед — Коржев Пётр Васильевич (1867—1920, Москва) — родоначальник династии Коржевых, по специальности архитектор-землеустроитель, занимался изысканием трасс для железных дорог. Свободно играл на рояле и виолончели, сочинял музыку, устраивал семейные концерты и профессионально занимался живописью. Пётр Васильевич был дружен с Львом Николаевичем Толстым;
прадед — Коржев Михаил Петрович (1897—1986, Москва) — архитектор советского авангарда, один из основоположников советской ландшафтной архитектуры;
дед — Коржев Гелий Михайлович (1925—2012) — советский и российский художник, живописец, представитель «сурового стиля», народный художник РСФСР, действительный член Российской Академии художеств;
бабушка — Коржева Кира Владимировна (1923—2007, Москва) — советский и российский художник, живописец;
мать — Коржева Ирина Гелиевна (1953, Москва) — российский художник по стеклу.
И. В. Коржев окончил Московскую среднюю художественную школу им. Томского (1991). В 1996 году Иван Владимирович стал выпускником Московского государственного художественного академического института им. Сурикова (факультет скульптуры) по классу профессоров М. В. Переяславца и Н. В. Колупаева. Является членом Московского союза художников с 1996 года. В 2008 году Ивану Коржеву присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
Наряду со скульптурой, И. В. Коржев активно занимается архитектурой. Силами, долгое время возглавляемой скульптором, Творческой корпорации «Арт-бюро XXI»[1] в области архитектуры и дизайна реализовано более 250 проектов, среди которых посёлки, общественные здания, частные резиденции, парки, ландшафты, интерьеры, памятники, мемориалы, фонтаны и многое другое.
Иван Коржев является лауреатом международных фестивалей: «Доме на Брестской»Зодчество»[3], «Арх Москва». В 2006 году скульптор был номинирован на первую архитектурную премию за проект реконструкции бывшего здания ПШО «Москва».
Ещё больших успехов Иван Коржев достиг как скульптор. Автором выполнено более 100 скульптур, создана серия монументальных образов великих людей: Чингисхан, Александр Македонский, Сидхатра Гаутама, Емельян Пугачев, Ида Рубинштейн, Марк Аврелий, Северин Боэций, Н. И. Новиков и др.
Иваном Коржевым установлено более 30 мемориальных памятников и надгробий. Скульптор принимал участие в изготовлении сюжетных рельефов в ходе реконструкции Храма Христа Спасителя. Иван Владимирович является автором памятника для семейного захоронения известных российских промышленников и меценатов Строгановых в Москве.
В 2011 году создание Иваном Коржевым скульптур античных муз Эрато и Терпсихоры для центрального фасада Государственного Академического Большого театра России (ГАБТ) увенчало многолетнюю работу по реставрации основной культурной достопримечательности российской столицы. Авторские скульптуры Ивана Коржева пришли на смену более ранним творениям П. Клодта и М. Рукавишникова, украшавшим две центральные экседры ГАБТа.
Самозабвенная приверженность к категории прекрасного, глубокая авторская философская трактовка окружающей действительности, постоянный поиск, критическое отношение к себе и своим творениям, трудолюбие, эксперименты с жанрами, стилистикой, пластикой, формой и материалом сформировали Ивана Коржева как скульптора. Несмотря на все многообразие авторских приемов, в его творчестве прослеживается приверженность к традициям, знание языка классического искусства. Концептуальный реализм стал трендом творчества Ивана Коржева.
В некоторых работах скульптора можно встретить прямое следование канонам античного искусства, выраженное в форме заимствования архаико-поэтических образов («Зевс», «Сражение», «Таврический сфинкс»).
Совершенно по-иному выглядят аналогичные образы, но созданные в результате некоей авторской трактовки или переосмысления («Дионисийские праздники», «Изгнание из рая», «Греза», «Торс»). Но самые яркие произведения; произведения, которые создают принципиально новый смысловой контент творчества Ивана Коржева, рождаются в результате использования традиционных сюжетов как отправных точек в поиске ответов на извечные вопросы. Здесь автор использует широкий спектр приемов современного искусства — кадрирование, коллажирование, синкретизм, аллегоричность, формализацию и пр. («Амазономахия», «Мойры», «Он и Она», «Двое», «Оплакивание», авторские серии графики).
Библейские сюжеты («Блудный сын», «Юдифь», «Поцелуй Иуды», «Иуда», «Понтий Пилат») Ивана Коржева лаконичны, сдержаны, преисполнены внутренней патетики. Однако автор не останавливается на простой констатации образа, а предлагает зрителю некую метафористическую интенцию, заключающую в себе глубокие размышления и поиск скульптора.
Драматизм и черты «сурового стиля» неуловимо соседствуют у Ивана Коржева со смелыми декоративными решениями в его серии исторических образов (Сидхатра Гаутама, Чингисхан, Александр Македонский, Емельян Пугачев, Жанна Д’Арк, Александр Меньшиков, Евпатий Коловрат, Марк Аврелий, Северин Боэций, Н. И. Новиков и др.). Исторические образы Ивана Коржева лишь на первый взгляд выстроены в соответствии с привычной драматургией канонического музейного экспоната. Более глубокое изучение колористики, множественных фактур, атрибутики авторских произведений позволяет раскрыть глубинную диалектику абсолютного и приходящего, возвышенного и низменного, обостряя сюжет.
Традиционно сильны символико-аллегорические («Карнавал», «Молчание», «Красная косынка», «Юля», «Двоевластие») и социально-критические («Отверженный», «Ожидание ожиданий», «Инвестор») сюжеты скульптора, выполненные в глубоко образной современной манере. Здесь символ становится многомерным понятием. Чтение подобных образных кодов требует от зрителя определенного багажа знаний и некоего эстетического опыта, которые, в свою очередь, позволяют испытать на себе феномен «послойного» восприятия, при котором замысел автора многократно раскрывается, каждый раз по-новому, в зависимости от угла зрения и открытости смотрящего ко всему новому.
Философское восприятие окружающей действительности, преломляемое через категорию красоты, позволяет Ивану Коржеву сохранять полную творческую свободу. Он не гонится за банальным самовыражением, отстраняется от несозидательной критики, не превращается в «вещь в себе». Он не застывает в рамках уже единожды найденных образов и стилевых решений. Он неустанно раздвигает границы своего творчества, радуется и не перестает удивляться этому миру.
2003 г. — Персональная выставка в Музее Хо Ши Мина в г. Ханое (Вьетнам).
2009 г. — Персональная выставка. ЦДХ[4].
2010 г. — АРТМАНЕЖ 2010, ЦВЗ МАНЕЖ, Москва[5].
2010 г. — V Юбилейный Московский Международный Фестиваль искусств «Традиции и Современность», ЦВЗ МАНЕЖ[6].
2011 г. — Выставка современной скульптуры на Южном Урале «Творцы миров», город Сатка[7].
2011 г. — Выставка АРТМАНЕЖ 2011, ЦВЗ МАНЕЖ, Москва[8].
2012 г. — Государственный Русский музей, Корпус Бенуа, г. Санкт-Петербург, 04 июля — 08 октября 2012.[9].
Коржев И. Зевс, 2002, бронза золочение змеевик, 39х21х21см
Uydif 3. Коржев И. Юдифь, 1995, терракота, 120х43х25см
Коржев И. Юдифь с головой Олоферна, 1996, бронза камень, 75х20х16см
Коржев И. Юдифь XXI, 2010, литьевой камень,125х28х24см
Коржев И. Темучин, 2007, литьевой камень, 223х115х80см
Коржев И. Стражи, 2009, керамика, 100х34х54см
Коржев И. Таврический сфинкс, 2001, керамика, 240х65х47см
Коржев И. Пушкин, 2002, бронза, 54х28х31см
Коржев И. Емельян Пугачёв, 1996, бронза дерево, 198х68х68см
Коржев И. Понтий Пилат, 1998, бронза мрамор, 31х11х15см
Korzhev Ivan. Poceluy. Коржев И. Поцелуй Иуды, 1999, бронза, 35х21х14см
Коржев И. Молодой Пилат.Оратор, 1997, бронза, 87х50х18см
Коржев И. Отверженный, 1993, керамика , 15х14х17см
Коржев И. Молчание, 1994, красное дерево, 42х16х9см
Коржев И. Александр Македонский, 2009, литьевой камень раскрашенный, 235х100х80см
Коржев И. Карнавал, 1995, бронза, 98х40х21см
Коржев И. К милости, 1996, керамика раскрашенная, 15х7,5х9,2см
Коржев И. Изгнание из рая, 2005, гипс, 160х67х26см
Коржев И. Иуда. Предначертание, 1994, керамика, 36х21х40см
Коржев И. Инвестор, 2008, тонированный посеребренный пластик, стекло бумага, 220х45х48см
Коржев И. Танец семи покрывал. Ида Рубинштейн, 2010, литьевой камень раскрашенный, ткань, 140х18х25см
Коржев И. Ходжа Насреддин, 2010, бронза дерево, 91х75х64см
Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009, литьевой камень тонировка под бронзу черный металл, 83х90х67см
Коржев И. Будда, 2010, пластик гипс дерево раскрашенное, 148х102х60см
Коржев И. Жанна Д'Арк, 2006, литьевой камень раскрашенный, 110х20х21см
Коржев И. Двоевластие, 2011, бронза, 230х62см
Коржев И. Серия из 12 рельефов Противостояние.Амазономахия, 2009, бронза, 230х160см
Коржев И. Конкурс красоты, 2010, литьевой камень раскрашенный, 200х85см
Коржев И. Авторская серия Руки. Богатырь, 2008, цветной карандаш, 66х50см
Коржев И. Авторская серия Руки. Чувства, 2008, цветной карандаш, 66х50см
Коржев И. Авторская серия Руки. Конец трудового дня, 2008, цветной карандаш, 66х50см
Коржев И. Авторская серия Руки. Любовь, 2008, цветной карандаш, 66х50см
Коржев И. Авторская серия Руки. Мамины колечки, 2008, цветной карандаш, 66х50см
Коржев И. Авторская серия Руки. Несправедливость, 2008, цветной карандаш, 66х50см
Коржев И. Авторская серия Руки. После, 2008, цветной карандаш, 66х50см
Коржев И. Авторская серия Руки. Рука мастера, 2008, цветной карандаш, 66х50см
Коржев, Иван Владимирович.