Классификация олигофрении по М.С.Певзнер

Перейти к: навигация, поиск

Классификация олигофрений — классификация форм и степеней тяжести олигофрении. В настоящий момент существует несколько различных классификаций, каждая со своими достоинствами, недостатками и областями применения.

Традиционная

По степени выраженности олигофрении традиционно подразделяются на:

По МКБ-10

В настоящее время специалисты всё чаще придерживаются классификации, которая отражена в МКБ-10. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении:

  1. Легкая — IQ 50-70
  2. Умеренная — IQ 35-50
  3. Тяжелая — IQ 20-35
  4. Глубокая — IQ менее 20

По М. С. Певзнер

Традиционный подход к классификации по степени выраженности мало что давал как медицинской, так и педагогической практике. В результате работ Марии Семеновны Певзнер, на основе глубочайшего клинического и психолого-педагогического изучения стало возможным понять структуру дефекта при олигофрении, составляющей 75 % всех видов аномалий детского возраста, и разработать классификацию с учетом этиопатогенеза и качественного своеобразия аномального развития.

Собственно, предложенная М. С. Певзнер в 1959 году классификация — это типология состояний, поскольку имеет прямой выход на систему медицинских и коррекционно-воспитательных мероприятий с этой категорией аномальных детей.

В частности, М. С. Певзнер выделила три формы дефекта:

  1. неосложненная олигофрения;
  2. олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики, проявляющаяся тремя вариантами дефекта:
    • с преобладанием возбуждения над торможением;
    • с преобладанием торможения над возбуждением;
    • с выраженной слабостью основных нервных процессов;
  3. дети-олигофрены с выраженной недостаточностью лобных долей.

Несколько позднее (в 1973 и 1979 годах) М. С. Певзнер дорабатывает свою классификацию. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:

  1. неосложненная;
  2. олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);
  3. олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  4. олигофрения с психопатоподобными формами поведения;
  5. олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Литература

  • Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.
  • Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). — М. Просвещение, 1959.
  • Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) /Под ред. Певзнер М. С., К. С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1979. — 232 с.


Классификация олигофрении по М.С.Певзнер.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52