Капарот (ивр. כפרות) — еврейский ритуал, практикуется некоторыми евреями накануне Йом-Кипур. Человек крутит над головой три раза живую курицу или связку монет, этим символически передавая им свои грехи. Затем за один день до начало Судного дня, зарезанную курицу как пожертвование отдают бедным людям для потребления[1].
Капарот — множественное число слова кaпaрa (ивр. כפרה), которое означает «очищение» и происходит от ивритского корня к-п-р, и означает «искупить».
Капарот, по еврейскому религиозному обычаю, выполняется во второй половине дня, перед Йом-Кипуром. Ритуал предшествует чтением псалмов 107: 17-20 и Иов 33: 23-24. В то время как размахивая курицу или деньги вокруг головы, следующий абзац читается трижды:
Это мой обмен, это моя замена, это моё искупление. (Это петух (курица) пойдет на жертвоприношение/ Эти деньги пойдут на благотворительность), в то время как я войду и продолжу хорошую долгую жизнь в мире.
Одним из обычаев капарота является то, что крутят петуха вокруг головы, режут в соответствии с Шхита, а затем отдают на благотворительность. В наше время Капарот осуществляется с живой курицей (петух для мужчин, для женщин курицa), в основном в хасидских общинах.
Цель капарота — это личная подготовка человека накануне Йом-Кипурa. На основе книги Исаии 1:18 в Священном писании, курица символически получает все личные грехи человека. Религиозная практика упоминается впервые в книгах Natronai ben Hilai, Гаон Академии Суры в Вавилонии, в 853 н. э., который описывает его как обычай у вавилонских и персидских евреев. Далее объясняется еврейскими учеными в XIX веке, что на иврите слово гебер (гевер) означает «человек» и «петух», петух может действовать и служить в качестве религиозного и духовного сосуда для человека. В общинах, где выращивают кур, порезанные куры непосредственно используются для обеспечения продовольствия для бедных семей, часто через общественные организации, которые организуют распределение.
Во втором варианте практики капарот — это небольшой мешок с деньгами, что крутят вокруг головы, а затем отдают на благотворительность. В обеих версиях ритуала, деньги или куры, благотворительность является важным элементом.
Против капарот решительно выступали некоторые раввины, среди них Моше бен Нахман, Шломо бен Адерет и Иосиф Каро. Они считали, что это нееврейский ритуал, который противоречил духу иудаизма и который был не субсидиарной[неизвестный термин] жертвой вне Храма в Иерусалиме. Тем не менее, он был одобрен раввином Ашер бен Иехиэлем (1250—1327) и его сыном Яков бен Ашер (1269—1343). Ритуал особенно привлекал каббалистов, таких как Исайя Горовиц и Исаак Лурия, которые рекомендовали выбрать для обряда белого петуха, ссылаясь на Исаия 1:18, который находил в установленной формуле мистические знаки. Как следоватвие, практика стала общепринятой среди ашкеназских и хасидских евреев в Восточной Европе.
В Шулхан арух, сефардский Раввин Йосеф Каро выступал против проведения ритуала. Согласно аргументам мишна брура, этот обряд является нееврейским. Ашкеназ Рабби Моше Иссерлес был не согласен с этим и призвал соблюдать капарот. В ашкеназских общинах мнение Иссерлес было широко принято. В конце XIX века ортодоксальный раввин Каф а-Хаим одобрил обряд капарот в сефардской общине.
Капарот.