Йодль (пение)

Йодль (Jodeln) в культуре различных народов — особая манера пения без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров, то есть с чередованием грудных и фальцетных звуков. Принятое у тирольцев название этого жанра — йодль (йодлер, йодлинг) является звукоподражательным. Как правило, альпийские певцы выпевают в этой своеобразной манере звукосочетания вроде «Hodaro», «Iohodraeho», «Holadaittijo» и т. п. Такая вокальная техника встречается во многих культурах по всему миру.

В швейцарской народной музыке техника появилась, вероятно, среди альпийских пастухов, как способ перекликаться находясь на вершинах гор, и после стала традиционной для всей Швейцарии. В персидской и азербайджанской классической музыке поющий часто использует «тахрир» — йодлинговую технику, для которой характерны колебания на соседних тонах. В грузинской традиционной музыке, используется техника «криманчули», также напоминающая йодлинг. В Центральной Африке пигмеи используют подобное йодлингу сложное многозвуковое пение. Технику йодля можно встретить и в американской фолк-музыке. На северо-западе России (Ленинградская, Новгородская, Псковская области) аналогами йодлей являлись «гойканье» и «(а)уканье», использовавшиеся пастухами и ходящими в лес, соответственно.[1]

Йодль часто служит припевом к народной песне.

Содержание

Техника

Человеческий голос часто делят на два различных вокальных «регистра», называемых грудным и головным голосами, которые отличаются друг от друга способом произведения звука. Большинство людей может петь в пределах определенного диапазона относительно низких частот грудного голоса и относительно высоких частот головного регистра. Обыкновенно заметна разница между этими двумя диапазонами, особенно у неопытных певцов. Хороший же певец, обладающий натренированными связками и контролирующий свой голос, может легко переходить из головного регистра в грудной и обратно. Йодлинг — это одно из наиболее развитых и сложных применений такой техники, поскольку певец переходит между регистрами голоса несколько раз за короткий промежуток времени и на большой громкости. Путем повторяющегося перехода между двумя регистрами и достигается этот, один из наиболее отличительных в музыке, эффект.

Например, в знаменитом припеве «Йодл — ай — ИИИ — уууу», слог «ИИИ» поется в головном регистре, тогда как остальные слоги — в грудном.

Примеры

  • Хорошим примером альпийского йодля могут послужить записи Франца Ланга (Franzl Lang), Штефани Хертель (Stefanie Hertel), Циллерталерских Шурценъегерей (Zillertaler Schürzenjäger), Уршпрунгских Парней (Ursprung Buam) и Мэри Шнайдер (Mary Schneider).
  • Примеры кантри/западного йодля можно найти у Керри Кристенсена (Kerry Christensen), Элтона Бритта (Elton Britt), Вильфа Картера (Wilf Carter), Йодлин Слима Кларка (Yodelin' Slim Clark), Слима Уитмана (Slim Whitman) и Пэтси Монтана (Patsy Montana). Группа The Band использовала йодлинг в песне Up On Cripple Creek. Одним из наиболее выдающихся йодлеров был Джимми Роджерс (Jimmie Rogers), который записал несколько песен под общим названием Blue Yodel. Еще одним кантри-йодлером был Джин Отри (Orvon Eugene Autry a.k.a. Gene Autry). Техасец Дон Уолсер (Don Walser) добился наибольшего успеха и славы среди кантр-йодлеров.
  • Йодлинг не так часто встречается среди рок- и поп-музыки, возможно, из-за того, что нет достаточно сформировавшейся традиции аккомпанирования такой музыке. Техника йодля встречается в творчестве голландской группы прогрессивного рока Focus в исполнении ее клавишника и вокалиста Тийса ван Леера, наиболее известным примером можно считать композицию Hocus Pocus. Еще один пример — поп-звезда Джуэл: она может петь йодлем, хотя и не использует его в своей музыке, ее мастерство дает о себе знать почти мгновенными переходами между голосовыми регистрами.
  • Соул-певец Орэн Невилл (Aaron Neville), вдохновленный йодлем Джина Отри, развил свой собственный необычный стиль пения вибрато.
  • Кишор Кумар (Kishore Kumar), индийский певец, использовал йодль в нескольких своих песнях. Он является одним из лучших йодлеров в индийском кинематографе
  • Также техника йодля использована в одной из ранних песен шведской группы ABBAPeople Need Love.
  • Бельгийка Лаура Омлооп, занявшая 4-е место на Детском Евровидении 2009 года, также использовала йодль.
  • Ритм-н-Блюз певец R. Kelly использовал йодль в своем сингле Echo.
  • Джамала, в своей конкурсной авторской композиции Smile для Евровидения 2011 использует йодль в бридже. Джамала овладела и обучилась этой техникой самостоятельно.

Разное

Существуют стандарты йодля «Appenzeller» и «Bravourjodler», используемые многими певцами.

Лучшее место для пения альпийским йодлем — там, где есть эхо. Озера, горные массивы, где угодно, где есть скала или холм, отражающий звук; можно петь между офисными зданиями, можно в лодке, если напротив скалистый берег или в длинном холле, но лучше всего в горах.

Согласно Оксфордскому английскому словарю, слово «yodel» произошло от немецкого (в оригинале — баварского) «jodeln», означающего «произносить слог йо».

См. также

Примечания

  1. Лобанов, М. А. Лесные кличи: Вокальные мелодии-сигналы на Северо-Западе России. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997 ISBN 5-288-016 32-1

Ссылки

  • The Internet Yodeling Course. Обучение пению, примеры

Йодль (пение).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52