История психологии

История науки
По тематике
Математика
Естественные науки
Астрономия
Биология
Ботаника
География
Геология
Физика
Химия
Экология
Общественные науки
Лингвистика
Психология
Социология
Философия
Экономика
Технология
Вычислительная техника
Медицина
Сельское хозяйство
Навигация
Портал
Категории

Содержание

Психологическое знание в рамках других научных дисциплин (IV—V века до нашей эры — 60-е годы XIX века)

Учение о душе (V век до нашей эры — начало XVII века)

Учение о душе (др.-греч. ψυχή) складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Новые представления о душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для рациональной критики. Цель построения учения о душе состояла в выявлении свойств и закономерностей её существования.

Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с учениями Платона (427347 года до нашей эры) и Аристотеля (384322 года до нашей эры). Платон провёл границу между материальным, вещественным, смертным телом и нематериальной, невещественной, бессмертной душой. Индивидуальные души — несовершенные образы единой универсальной мировой души — обладают частью универсального духовного опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания. Это учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Согласно Аристотелю, душа — форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении их при смерти. Но оба учения едины в том, что душа определяет цель активности живого тела. Аристотель говорил о трёх типах души — растительной, животной и разумной (человеческой), которые представляют три ступени жизни, обладающие преемственностью. Человеческая душа позволяет строить умозаключения, лежащие в основе выше памяти, произвольного, свободного выбора.

Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (372287 года до нашей эры) дал описание 30 различных характеров, и положил начало отдельной линии в популярной психологии, представителем которой в наше время является Дейл Карнеги.

Гиппократ (примерно 460377 года до нашей эры) сформулировал положение, что органом мышления и ощущений является мозг. Он разработал учение о темпераментах и первым предложил типологию темпераментов, основанную на особенностях смешения жидкостей в организме человека (крови, слизи, жёлтой и чёрной желчи).

В IIIV века нашей эры в работах Плотина (205270 годы), Аврелия Августина (354430 годы) и раннехристианских философов и теологов в качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека, возможности самопознания, впервые появляются описания феноменов сознания.

Фрэнсис Бэкон (15611626 годы) впервые отказался от умозрительных заключений о природе души и пришёл к выводу о необходимости эмпирических исследований. Бэкон отделил науку о теле от науки о душе, а в учении о душе выделил науку о рациональной божественной душе и душе нерациональной, чувствующей, телесной, общей для человека и животных. Важнейшие новые составляющие о душе, введённые Бэконом, — представление о роли общества и орудий в процессах познания.

Философская теория познания (середина XVII века — середина XIX века)

Новый период в развитии психологического знания наступил с учением Рене Декарта (15961650 годы), в котором впервые был использован термин «сознание». Сознание рассматривалось как критерий, разделяющий тело и душу. Критерием существования была названа интроспекция. Согласно критерию интроспекции душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно механическим устройствам. Для объяснения собственно телесных действий у животных и человека Декарт ввёл представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механистического детерминизма. Суть рефлекса, по Декарту, состоит в том, что внешние воздействия посредством перемещения животных духов по нервам приводят к напряжению определенных мышц, которое и представляет собой действие организма. По Декарту, душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления.

Западная психология

Основные школы и направления:

Психология в России, СССР, странах Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии

Дореволюционный период

Основные школы и направления:

Советская психология в 1920-х — начале 1940-х годов

Выготский и Культурно-историческая психология

  • 1924 — доклад на психоневрологическом съезде, переезд из Гомеля в Москву.
  • 1925 — защита диссертации Психология искусства.
  • 1925 — первая и единственная заграничная поездка: командирован в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию проехал Германию, Францию, где встречался с местными психологами.
  • Исторический смысл психологического кризиса.
  • 1927 — сотрудник Института психологии в Москве, работает с такими видными учёными как Лурия, Бернштейн, Артёмов, Добрынин, Леонтьев.
  • 1929 — Международный психологический конгресс в Йельском университете; Лурия представил два доклада, один из которых — в соавторстве с Выготским; сам Выготский на конгресс не поехал.
  • Об изучении высших психологических функций в психотехнических исследованиях на VI Международной конференции по психотехнике в Барселоне (23-27 апреля 1930 года).
  • 1930, октябрь — доклад о психологических системах: начало новой исследовательской программы.
  • 1931 — поступил на учёбу на медицинский факультет в Украинскую психоневрологическую академию в Харькове, где учился заочно вместе с Лурией.
  • 1932, декабрь — доклад о сознании, формальное расхождение с группой Леонтьева в Харькове.
  • 1933, февраль-май — Курт Левин останавливается в Москве проездом из США (через Японию), встречи с Выготским
  • 1934, 9 мая — Выготский переведён на постельный режим.
  • 1934, 11 июня — Выготский умер.

Узнадзе и психология установки

  • 1907 — в университете Лейпцига Узнадзе защищает докторскую диссертацию по философии Лейбница,

Деятельностный подход: Леонтьев и Рубинштейн

Советская психология во время войны (1941—1945)

Послевоенный период

  • 1952 — в выступлении на Совещании по психологии П. Я. Гальперин дал первое изложение своей концепции психики как ориентировочной деятельности предмета психологии, метода формирования психических функций как нового метода психологического исследования.
  • 1955 — начал издаваться журнал «Вопросы психологии». Первый редактор А. А. Смирнов.
  • 1957 — учреждено Общество психологов при АПН РСФСР.
  • 1959 — I съезд Общества психологов (Москва); организована первая отечественная лаборатория инженерной психологии, возглавляемая Б. Ф. Ломовым.
  • 1963 — присуждение Ленинской премии А. Н. Леонтьеву за книгу «Проблемы развития психики».
  • 1966 — организация факультетов психологии в Московском и Ленинградском университетах.

Литература

Дополнительные источники

  • psyhistorik — История отечественной (советской, русской и российской) и мировой психологии (сообщество историков психологии в Живом Журнале)
  • История психологии в разные периоды времени.

История психологии.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52