Иоанн Гискальский

Иоанн Гискальский — (иврит: יוחנן מגוש חלב) из Гуш Халава (греческое название «Гаскала») в Галилее, человек влиятельный и храбрый, один из лидеров Великого Восстания против римлян, дважды восстановил разрушенный сирийцами родной город.

Он был врагом командовавшего в Галилее Иосифа Флавия, который описывает его как человека низкого и дурного:

Он был хитрейшим и подлейшим из всех детей сатаны, которые прославились своими подлыми делами. Вначале он был бедным простолюдином и долгое время жил в нужде. Он был умел во лжи и мог придать своей лжи правдоподобный вид, а лживость была в его глазах добррым качеством

— Иосиф Флавий, "Иудейские войны". Книга 2, гл 21:1

Еврейский историк XIX века Цви Герц описывает Иоанна следующими словами:

Тогда восстал из народа человек, полный духа героизма, которому выпала судьба продолжать войну с римлянами до последнего ее дня Имя его стало проклятием для всех врагов Израиля

— Цви Герц "Хроники Народа Израиля"

Профессор Уриэль Рапоппорт, не соглашаясь с Флавием, отмечает, что Иоанн еще до восстания был состоятельным человеком и обладал серьёзным влиянием в своем городе[1]

До падения Гискалы

Еще до того как, Иосиф Флавий принял командование войсками в Галилее, когда война носила характер столкновений между еврейским и нееврейским населением региона, Иоанну удалось собрать около четырехсот воинов, со всех концов Галилеи и сформировать из них боевой отряд. отряд защищал еврейские города и совершал набеги на нееврейские. Флавий прибыл в Галилею в сопровождении двух своих помощников Йоазара и Иеуды, будучи назначенным правительством быть руководителем армии в Галилее. Иоанн находился у него в подчинении. У этих двоих видимо были совершенно разные оценки реальности и необходимых действий. Первое столкновение произошло из-за продажи римских запасов пшеницы, хранящихся в галилее. Иосиф возражал против этого, видимо не желая портить отношение с Кесарем. Иоанн, сделал их этого отказа вывод о том, кому верен Иосиф. Он продал пшеницу и использовал вырученные деньги для укрепления своего города Гискалы.

Вторая история случилась после того как воины из города Даврат разграбили караван везущий деньги Агриппы Второго и его сестры Юлии Береники. Иосиф решил вернуть деньги римским властям, а повстанцам солгал, что передал деньги руководству восстания в Иерусалиме. Это событие восстановило против Иосифа многих. Его дом в Мигдале был сожжен, а самому Иосифу удалось спастись от народного гнева только обманув повстанцев, сказав им, что собирался потратить деньги на укрепление Мигдаля. С того момента армия Галилеи разделилась на два лагеря, тех кто поддерживал Иосифа и тех, кто поддерживал Иоанна. Иосиф пишет, что Иоанн посылал своих людей чтобы убить его и что восстановил против него жителей Тверии. После этогго случая Иоанн с двумя тысячами воинов скрылся в Гуш Халаве и занялся укреплением города. Он так же обратился к Синедриону в Иерусалиме с предупреждением в отношении Иосифа. Синедрион прислушался к его предупреждению и отправил посланников, чтобы привести Иосифа Флавия на суд. Рабби Шимон бен Гамалиэль, руководитель фарисейской части Синедриона был на стороне повстанцев, а Саддукеи поддерживали Иосифа. После того как стало известно, что посланцы Синедриона прибыли в сопровождении двухтысячной армии, чтобы отконвоировать Флавия в Иерусалим, войска в Тверии, Гискале, Циппори и Гамле вышли из подчинения Иосифа. Но ему удалось справиться с бунтом и оправить посланников обратно в Иерусалим. После этого случая Иоанн не покидал Гискалы. В 67 году армия Веспасиана начала свое продвижение по Галилее. Быстро пала столица Иосифа Йодфат, а следом за ней остальные города Галилеи. Гуш Халав продержался дольше других городов. Сын Веспасиана Тит был послан в Гискалу в сопровождении тысячи всадников. По прибытии его в Гискалу, Иоанн попросил его не начинать войну в субботу. Тит согласился. С наступлением темноты Иоанн бежал в сопровождении тысячи всадников. Утром жители Гискалы открыли ворота города и сдались Титу. Тит преследовал Иоанна и ему удалось убить многих из его людей, но самому Иоанну удалось бежать в Иерусалим.

После взятия города Титом он направился в Иерусалим, где в союзе с патриотами — так называемыми зелотами — причинил много вреда римлянам, также как и евреям. После взятия Иерусалима умер в тюрьме, в Риме.

Примечания

  1. Социальные и идеологические особенности еврейского общества накануне Великого Восстания

Смотри также

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).


Иоанн Гискальский.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52