Игорь Владимиров | ||||||||||
Имя при рождении: |
Игорь Петрович Владимиров |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения: | ||||||||||
Место рождения: | ||||||||||
Дата смерти: | ||||||||||
Место смерти: | ||||||||||
Профессия: | ||||||||||
Гражданство: | ||||||||||
Годы активности: | ||||||||||
Театр: | ||||||||||
Награды: |
|
|||||||||
IMDb: |
ID 0900526 |
И́горь Петро́вич Влади́миров (1 января 1919, Екатеринослав, — 20 марта 1999, Санкт-Петербург) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр и педагог. Народный артист СССР (1978)[1].
Игорь Владимиров родился в Екатеринославе (ныне — Днепропетровск, Украина). Семья вскоре после его рождения переселилась в Харьков, а в 1932 году — в Ленинград[2].
4 июля 1941 года Владимиров был зачислен добровольцем в 3-й Стрелковый полк 2-й Гвардейской стрелковой дивизии Ленинградской Армии Народного ополчения, воевал на Ленинградском фронте. В 1943 году он был демобилизован для защиты диплома в Ленинградском кораблестроительном институте, где окончил корпусной факультет по специальности «инженер-судостроитель». В качестве инженера Владимиров работал в Центральном конструкторском бюро города Горького, в ленинградском «Рыбсудпроекте»; но вскоре понял, что его призвание — театр, и поступил на актёрский факультет Ленинградского театрального института, в класс И. В. Мейерхольд и В. В. Меркурьева[2].
После окончания института в 1948 году Владимиров недолгое время служил в Ленинградском областном театре оперетты и Ленинградском гастрольном театре; в 1949 году был принят в труппу Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, где играл молодых героев, в том числе Бориса в «Грозе» А. Н. Островского, Лопухова в спектакле «Новые люди» по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?», Александра Ульянова в Семье» И. Попова. Творческую судьбу Владимирова во многом определила встреча с Георгием Товстоноговым, возглавившим театр в том же 1949 году: молодой актёр не только был занят в спектаклях Товстоногова, но и приобщился под его руководством к азам режиссёрской профессии. В 1956 году вместе с Г. Товстоноговым он перешёл в Большой драматический театр им. Горького, где до конца 1960 года работал в качестве режиссёра-стажёра, осуществил несколько самостоятельных постановок; одновременно ставил спектакли в других ленинградских театрах[2].
В ноябре 1960 года Игорь Владимиров был назначен главным режиссёром Театра им. Ленсовета, переживавшего кризис после ухода в 1955 году художественного руководителя Н. П. Акимова. Театром им. Ленсовета Игорь Петрович Владимиров руководил до конца своей жизни.
Преподавал в ЛГИТМиК имени Н. К. Черкасова, профессор.
Умер Игорь Владимиров 20 марта 1999 года[3] (по другим источникам — 21 марта[4]). Похоронен в Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище.
К 1960 году творческая индивидуальность Игоря Владимирова сформировалась вполне отчетливо. Яркое чувство юмора режиссёра, умение работать с музыкальной партитурой спектакля, ориентация на работу с молодёжью определили новое лицо театра им. Ленсовета, вырвавшегося на новый виток своего развития. Владимиров тщательно и скрупулёзно подбирал в труппу новых актёров, сумев за короткое время собрать в театре созвездие творческих индивидуальностей. Основную ставку с самого начала режиссёр делал на молодых актёров: Д. Баркова, Л. Дьячкова, Г. С. Жжёнова, Н. Пенькова, А. В. Петренко, А. Ю. Равиковича, В. Харитонова. Одной из самых главных удач стал приход в труппу театра Алисы Фрейндлих, чьё имя на долгие годы стало неразрывно связанным с театром и наиболее весомыми работами режиссёра Владимирова.
Театр им. Ленсовета внес новые черты в театральную палитру Ленинграда того времени с самого начала работы Игоря Владимирова. Органичный синтез яркой игровой формы, лирической публицистики и всепроникающей музыкальной стихии формировал поистине новаторскую театральную стилистику. Если в первый период работы Владимирова можно было говорить о двух репертуарных линиях — 'проблемной' («Мой бедный Марат» и «Таня» А. Н. Арбузова, «Пигмалион» Б. Шоу, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира) и 'музыкально-комедийной' («Женский монастырь» В. А. Дыховичного и М. Слободского), то к 1966 году, с постановкой «Трёхгрошовой оперы» по Б. Брехту, в театре Ленсовета сформировался особый синтетический жанр, сочетающий в себе лучшие черты эксцентрики и трагедии, публицистики и лиризма, музыкального и драматического действа. Именно в этом жанре в театре им. Ленсовета Игорем Владимировым были поставлены лучшие спектакли 1970-х, имевшие огромный зрительский успех: «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская», «Люди и страсти», «Левша», «Трубадур и его друзья». Эти спектакли на много лет опередили триумфальное шествие по российским сценическим площадкам жанра мюзикла. Среди спектаклей других жанров — «Игроки» Гоголя, который сохраняется в репертуаре театра.
В 1976 году, после двадцатилетнего перерыва, Владимиров вновь вышел на сцену своего театра в качестве актёра. Он играл в таких спектаклях, как «Интервью в Буэнос-Айресе» (Карлос Бланко), «Эльдорадо» (Он), «Вишневый сад» (Гаев), «Вы чье, старичье?» (Багорыч), «Газовый свет» (Раф), «Песнь о городе» (Режиссёр), «Круглый стол под абажуром» (Пришивин), «Собачье сердце» (Преображенский).
Весь период работы в театре им. Ленсовета Игорь Владимиров уделял очень много внимания формированию труппы. Режиссёр приглашал в свой театр талантливых актёров, замеченных им на провинциальных сценах, таких Алексей Петренко, Е. А. Каменецкий, Г. И. Никулина. Среди учеников Владимирова, выросших на сцене театра им. Ленсовета в серьёзных мастеров сцены, — С. Г. Мигицко, М. С. Боярский, Лариса Луппиан, Олег Леваков, И. С. Мазуркевич, Е. Баранов, В. Матвеев, А. Пузырев, Т. Яковлева, А. Алексахина, М. Девяткин, Л. Леонова, Е. Маркина, С. М. Стругачёв, А. Семёнов, Е. Филатов и многие другие. Фактически это несколько поколений актёров, выращенных режиссёром Игорем Владимировым. Много лет Владимиров вел актёрскую мастерскую в ЛГИТМиКе (ныне — СПГАТИ), и его ученики органично вливались в труппу.
Последовательная опора Владимирова на молодёжь привела к беспрецедентной для Ленинграда акции: в 1974 году при театре им. Ленсовета открылся его филиал — Молодежный театр, основу которого составили ученики Владимирова по ЛГИТМиКу. Актёры филиала были заняты в спектаклях основного репертуара театра им. Ленсовета, а на малой сцене играли свой самостоятельный репертуар. В 1980 году Молодежный театр выделился в отдельную театральную структуру, сохранив при этом свое название (сегодня — Молодёжный театр на Фонтанке).
В конце 1980-х Игорю Владимирову и его театру не удалось избежать творческого кризиса, характерного практически для всех ленинградских театров того времени. Труппу покинули многие актёры: Галина Никулина, М. Боярский, А. Равикович, И. Мазуркевич, Е. Каменецкий, Л. Дьячков, Елена Соловей, Петр Шелохонов. Огромной потерей для театра стал уход Алисы Фрейндлих.
Однако многие спектакли Владимирова остались в репертуаре театра им. Ленсовета. Это «Крошка» Ж. Летраза, «Любовь до гроба» А. Николаи, «Гусар из КГБ» В. Рацера и В. Константинова, «Игроки» Н. Гоголя.
Наряду с напряженной работой в театре Игорь Петрович снимался и в кино. Список его кинематографических ролей не слишком велик, однако некоторые из них пользовались большой любовью зрителей. Особенно это относится, несомненно, к великолепному актёрскому дуэту с А. Б. Фрейндлих в фильме Э. М. Савельевой «Старомодная комедия». В качестве режиссёра снял один фильм: музыкальную киносказку для взрослых «Лишний билет» (1982), где главные роли играли Е. Я. Соловей и М. С. Боярский.
Игорь Владимиров.