Ивановский канал

Ива́новский кана́л (иногда также — Иваноозёрский канал) — канал, соединявший верховья реки Оки через её приток реки Упу с рекой Дон, первый известный опыт строительства судоходного гидротехнического сооружения в России. Образовывал Ивановскую водную систему.

Канал проходил по территории современной Тульской области.

Содержание

История

Ивановский канал был второй при Петре I попыткой «стыковки» рек Волги и Дона. Первый Волго-Донской канал соединял реку Иловлю (левый приток Дона) с рекой Камышинка (приток Волги). Постройка канала была начата под руководством полковника Брекеля, затем управление стройкой взял на себя английский инженер Джон Перри.

Строительство канала началось в 1697 году. Он должен был соединить в районе расчищенного от ила и торфа и углублённого Иван-озера (откуда и название канала) реки Упу и Шат, а через них реки Волгу и Дон. На прокладку канала было согнано 35 тысяч крестьян из окрестных деревень, а позднее, после начала Северной войны, в прокладке канала участвовали и пленные шведы.

Первые суда были спущены на Ивановском канале в 1707 году. Было построено 14 шлюзов на Упе и на Дону — 70. Навигация длилась только в половодье, в течение весны. Из-за недостатка воды в остальное время года канал использовался недолго, по нему прошло около трёхсот судов, после чего в 1720 году работы на канале были прекращены.

В течение XVIII и до первой половины XIX века к каналу продолжали относиться как к имеющему значение водному пути. Имущество канала охранялось. Периодически описывалось состояние его построек, исследовалась трасса.

За всё время существования, непосредственно на канале было построено 33 шлюза. Один из упских шлюзов находился пределах города Тулы, в районе Зареченского моста.

Канал оказал большое влияние на развитие деревни Иван-Озеро, которая стала местом проведения ярмарок, а в 1761 году получила статус села.

На сегодняшний день канал почти полностью разрушен. В начале XX века некоторые канальные сооружения ещё существовали. В исторических описаниях упоминается существовании остатков канала в более позднее время. Миловидов А. И. в опубликованной в 1930 году работе упоминает об использовании в качестве строительных материалов остатков канальных сооружений местным населением:

Громадные, чёрные от воды, брусья шлюза. Сохранившиеся близ реки Смолки, эти брусья и большие дубовые пни, были последними следами старого громадного леса, который рос на берегах Дона.

Современное научное изучение

С 27 по 30 августа 2012 года проходила Комплексная экспедиция по изучению водных путей России (КЭИВП), которую организовал Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН. В ней приняли участие д.и.н, главный научный сотрудник отдела историографии и источниковедения истории науки и техники И. Н. Юркин, д.г.н., зав. отделом истории наук о Земле В. А. Широкова, к.т.н., зав. отделом социальных и методологических проблем развития науки В. М. Чеснов, а также научный сотрудник отдела истории наук о Земле А. В. Собисевич.

Экспедиция осуществила историко-научное изучение остатков Ивановской водной системы и эколого-гидролого-гидрохимическое изучение реки Непрядва (правый приток реки Дон, с истоком в районе Волова озера), что проходило в рамках научного сотрудничества с Государственным военно-историческим и природным музеем-заповедником «Куликово поле», которое продолжается четыре года. Работы проводились под руководством к.и.н., зам. директора по научной работе музея-заповедника «Куликово поле» А. Н. Наумова[1].

Ивановский канал в художественной литературе

Тема строительства Ивановского канала получила художественное воплощение в творчестве талантливого русского литератора Андрея Платонова (1899—1951) в его повести «Епифанские шлюзы» (написана в 1926 году в Тамбове и впервые опубликована в одноимённом сборнике в 1927).

Примечания

  1. Комплексная экспедиция по изучению водных путей России (КЭИВП)

Литература

Ссылки


Ивановский канал.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52