Женская пресса это, женская пресса краснодарского края, женская пресса курсовая работа, женская пресса японии

Перейти к: навигация, поиск


Женская пресса — периодические издания, адресованные женской аудитории, реализующие спектр функций, направленных на поддержание гендерной идентичности читательской среды, удовлетворение её информационных потребностей[1]. В истории развития отечественной женской прессы выделяется несколько периодов: дореволюционный, советский, постсоветский.

Содержание

Дореволюционный период

1779 — первая половина XIX в.

Первый женский журнал открылся в 1779 г., «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» было основано журналистом, издателем Н. И. Новиковым. Журнал закрылся через год, однако в нём были продемонстрированы основные типологические и тематические особенности женской прессы[2][3].
Женская пресса конца XVIII — первой половины XIX вв. подразделяется на литературные женские журналы и журналы мод домоводства и рукоделий. К первому типу изданий относятся следующие журналы:
«Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (1779),
«Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми» (1804)[4],
«Кабинет Аспазии» (1815),
«Дамский журнал» (1823—1883),
«Лучи» (1850—1860)[5].
Второй тип представляют журналы
«Магазин английских, французских и немецких новых мод» (1791),
«Модный вестник» (1816),
«Ваза» (1831—1884),
«Гирлянда» (1846—1860) и др[6].

Вторая половина XIX — начало XX вв.

Под влиянием ряда социальных и экономических факторов во второй половине XIX — начале XX вв. в женской прессе произошли определенные изменения. Тип женского литературного журнала был заменен литературно-общественным журналом:
«Рассвет» (1859—1862),
«Женский вестник» (1866—1868)[7],
«Друг женщин» (1882—1884).
Обсуждение женского вопроса в периодических изданиях, зарождение отечественного феминизма, развитие женского образования отразились на тематике женской прессы. Журналы уже не ограничивалась задачей воспитания аудитории, они были нацелены на изменение менталитета читателей. Открывается педагогическое издание для женщин «На помощь матерям» (1894—1904)[8].
Наблюдались типологические изменения в журналах мод, домоводства, рукоделий и литературы:
«Русская хозяйка» (1861—1862),
«Модный магазин» (1862—1883),
«Русский базар» (1863—1866),
«Новый русский базар» (1867—1894),
«Модный свет» (1868—1883) и др.
Расширилась структура изданий: утвердился отдел фельетона — раздел светской хроники. Литературная часть журнала к окончанию периода приобрела социальный оттенок, в ней появились публикации на общественные темы, связанные с расширением сфер женского образования и труда.

1904—1917 гг.

В начале XX в. происходит разделение женской прессы на массовую и политическую. Основными причинами, вызвавшими возникновение массовых женских литературно-общественных журналов
«Женщина» (1907—1917),
«Дамский мир» (1907—1917),
«Женское дело» (1910—1918),
«Журнал для хозяек» (1912—1918)[9],
«Мир женщины» (1912—1917),
«Журнал для женщин» (1914—1918))
стали: капитализация общества, развитие технического прогресса, распространение женского образования, коммерциализация прессы.
Появляются женские общественно-политические журналы:
«Женский вестник» (1904—1917),
«Союз женщин» (1907—1909),
«Работница» (с 1914 г.)[10].

В начале XX в. были созданы новые издания мод, домоводства и рукоделий, рассчитанные на массовую аудиторию:
«Ворт» (1905—1913),
«Домашняя портниха» (1906—1908),
«Парижанка» (1908—1910),
«Женский мир» (1909—1911),
«Белье и вышивки» (1909—1916),
«Моды для всех» (1910—1914) и др.

Советский период

1917—1928 гг.

В советский период была сформирована система общественно-политической женской прессы. В 1917—1928 гг. наблюдалось зарождение советской женской периодики. Выходили общественно-политические издания:

  • для женщин-партработников («Коммунистка» (1920—1930))[11],
  • работниц («Работница» с 1914 г.),
  • крестьянок «Крестьянка» (с 1922 г.), «Батрачка» (1925—1929)).


Помимо центральных политических женских журналов стали выходить местные женские издания, они открывались в крупных российских городах[12] и столицах союзных республик. Массовые литературно-общественные журналы («Журнал для женщин», «Журнал для хозяек» (1922—1926), «Женский журнал» (1926—1930)[13] были закрыты по политическим соображениям.

1928—1945 гг.

В 1928—1945 гг. происходит формирование системы советской женской периодики. Женская пресса принимает активное участие в индустриализации[14], коллективизации, общественной жизни. Открывается журнал для жен-общественниц (жен инженерно-технических работников) «Общественница» (1936—1941)[15][16].

1945—1991 гг.

В 1945—1991 гг. сформировались основные типологические черты системы советской женской прессы. В её основу был положен принцип территориального деления партийного аппарата, выходили центральные журналы для женщин: «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина» (с 1945 г.), выступавшие примером для периодики нижестоящих звеньев. Издавались республиканские женские журналы и женские издания автономных республик.

Постсоветский период

90-е гг. XX в.

С начала 90-х гг. начинается новый этап в развитии женской периодики, чему способствовали политические, экономические и социальные факторы[17][18][19]. По сравнению с предыдущим периодом структура прессы для женщин претерпела качественные изменения. В роли издателя смогли выступать коллективы редакций, издательства, акционерные общества, фирмы, объединения и организации. Основное целевое назначение изданий — оказание помощи женщине и её семье в социальной и бытовой сферах. Содержание стало ограничиваться личными, реже профессиональными интересами. Стали выходить следующие типы журналов:

  • социально-бытовые («Работница», «Крестьянка»),
  • семейно-бытовые («Лиза», «Домашний очаг», «Натали»),
  • элитарные («Cosmopolitan», «Elle», «Harper’s Bazaar», «Marie Claire»),
  • феминистские («Женское чтение», «Преображение»),
  • профессиональные («Сестринское дело», «Секретарь», «Секретарь и офис»),
  • религиозные («С Верой, Надеждой, Любовью», «Сестра»),
  • журналы для девушек («Штучка», «Cool Girl», «Маруся»),
  • специализированные по интересам («Бурда моден», «Диана моден», «Золушка вяжет», «Валентина»)[20].

Начало XXI в.

На современном этапе основными тенденциями развития отечественной женской прессы являются информационная глобализация, коммерциализация СМИ, совершенствование информационных технологий. В роли издателя выступают международные и российские издательские дома, специализирующиеся на выпуске массовой прессы. . В настоящий момент лидерами в выпуске женских журналов являются ИД «Sanoma Independent Media», ИД «Hearst Shkulev Media», ЗАО «Издательский дом „Бурда“», ИД «Conde Nast».
Система современных отечественных женских журналов представлена следующими типами изданий:

  • семейно-бытовыми («Лиза», «Домашний очаг», «Крестьянка»),
  • элитарными («Cosmopolitan», «Elle», «Harper’s Bazaar», «Marie Claire», «Vogue»),
  • для женщин с невысоким достатком («Даша», «Дарья», «Все для женщины»),
  • литературными («Караван историй», «Gala. Биография»),
  • для девушек («Лиза. Girl», «Elle Girl»),
  • для матерей («Лиза. Мой ребёнок», «Самая. Мама, это я!»),
  • посвященными женскому здоровью («Женское здоровье», «Красота & здоровье»),
  • религиозными («Славянка», «Мусульманка»),
  • профессиональными («Медицинская сестра», «Хороший секретарь»),
  • специализированными по интересам («Burda», «Сабрина»)[21].


Расширение информационного интернет-пространства обусловило изменения в системе женских журналов: разделение сегмента женской журнальной периодики на традиционные и интернет-издания.
Женские сетевые журналы, издания функционирующие только в сети Интернет, на современном этапе дифференцированы на следующие типы: универсальные, модного стиля жизни, медицинские, религиозные, шитья, рукоделий, литературы[22].

Примечания

  1. Смеюха В. В. Феномен гендерной идентификации в медийном пространстве (на материале отечественных женских журналов). Автореф. дис. … доктора филол. наук. Краснодар, 2012. 43 с.
  2. 463. Пирожкова Т. Ф. Журнал для «прекрасного пола» // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1994. № 6. С. 26-37.
  3. Смеюха В. В. Первый отечественный женский журнал: история и типология // Lingua mobilis. 2011. № 2. URL: linguamobilis.ucoz.ru›2011/28.pdf
  4. http://elibrary.ru/item.asp?id=14982417
  5. Стыкалина О. С. К истории создания журналов для детей А. О. Ишимовой «Звездочка» и «Лучи» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 6. С. 51-61.
  6. Смеюха В. В. Развитие отечественной женской прессы в конце XVIII первой половине XIX веков // Филологический вестник Ростовского университета. 1998. № 1. С. 64-67. URL:
  7. Рейфман П. С. Журнал «Женский вестник» // Уч. зап. Тартус. гос. ун-та. XVIII. Литературоведение. Вып. 266. 1971. С. 71-123.
  8. http://www.culturalnet.ru/main/person/2405
  9. Симонова О. А. Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов. Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2008. 23 с.
  10. Смеюха В. В. Женская пресса в России начала ХХ века (типологический и проблемно-тематический обзор) // Филологический вестник Ростовского университета. 1999. № 1. С. 53-56. URL:
  11. http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Dtr_gn/2010_1-2/files/GN110_24.pdf
  12. Смеюха В. В. Становление и развитие местной женской прессы на Северном Кавказе в 20-30-е гг. XX в. // I-формат. Журналистика провинции: альманах. Вып. 7. Ставрополь. 2011. С. 152—161. URL:
  13. http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=479&level1=main&level2=articles
  14. http://www.mediascope.ru/node/346
  15. http://www.moluch.ru/conf/phil/archive/23/499/.
  16. http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/Dtr_sk/2010_3/index.html.
  17. Альперина С. И. Адаптация женских иностранных изданий к российскому медиарынку (на примере журналов «Космополитен» и «Эль»). Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2003. 26 с.
  18. Пленкина Е. А. Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности. Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2004. 20 с.
  19. Черменская С. М. Зарубежные женские глянцевые журналы в информационном пространстве России: трансформация коммуникативных моделей в условиях глобализации. Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2006. 20 с.
  20. Смеюха В. В. Отечественные женские журналы. Историко-типологический аспект: Монография. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. 188 с. URL:
  21. Смеюха В. В. Процессы идентификации и женская пресса. Ростов-на-Дону, 2012. 318 с.
  22. http://elibrary.ru/item.asp?id=17340800

Ссылки

Женская пресса это, женская пресса краснодарского края, женская пресса курсовая работа, женская пресса японии.

Toray Pan Pacific Open, Чайка по имени Джонатан Ливингстон, Категория:Статьи проекта Удмуртия, Файл:Mehedinti.png, Кофе и сигареты, мемфисская версия.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52