Железнодорожный транспорт в Архангельской области — одна из составляющих частей транспортной системы региона. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования — 1771 километр[1], большая часть этих путей относится к Архангельскому отделению Северной железной дороги.
История и перспективы
Развитие железных дорог на территории региона началось со строительством в 1894 — 98 гг. железнодорожной линии Вологда — Архангельск, которая была первоначально выполнена в узкоколейном варианте (позднее она стала продолжением линии Москва — Ярославль — Вологда и была перешита на широкую колею); в 1899 году построена линия, соединившая Вятку с Котласом. В 1939 — 41 гг. построена линия от Коноши на Воркуту[2] (Печорская железная дорога). В 1970-е годы построена ветка от Архангельска на Карпогоры.
В перспективе на 2016—2030 гг. предполагается, что тупиковые линии Архангельск — Карпогоры и Сыктывкар — Микунь — Вендинга будут соединены и включены в железнодорожную магистраль Белкомур.
Инфраструктура
Железнодорожные линии региона:
- Москва — Архангельск, ориентированная в меридиональном направлении; от границы с Вологодской областью через ст. [1], и [2], имеющая ведомственное продолжение на северо-восток до станции [3], а также магистральная линия от Обозерской на Беломорск (причём поток поездов на ней в несколько раз больше, чем на линии от Обозерской на Архангельск).
- Москва — Воркута, ответвляющаяся от линии Москва — Архангельск в восточном направлении от ст. Коноша I через Котлас — Сольвычегодск до границы с республикой Коми; от линии отходит тупиковая ветка на Великий Устюг. В Котласе — стыкование с магистральной меридиональной линией Киров — Котлас;
- Беломорск — Обозерская — магистральная широтная линия, соединяющая меридиональные линии Москва — Архангельск и Санкт-Петербург — Мурманск протяжённостью 352 км; западная часть находится на территории Республики Карелия, восточная — на территории Архангельской области; имеется ответвление 243 км — Онега (26 км);
- Котлас — Киров — линия, ориентированная в меридиональном направлении, соединяющая Киров с Котласом и линией на Воркуту; по территории области проходит северный участок протяжённостью около 60 километров. Это вторая по времени постройки железная дорога в Архангельской области (1899 год);
- Микунь — Вендинга — тупиковая ветка, проходит по территории Республики Коми, но участок примерно 20 километров (Вежайка — Еринь) проходит по территории Архангельской области.
- Заонежская железная дорога — тупиковая линия, ведёт на запад от станции Пукса.
- Мехреньгская железная дорога — тупиковая линия, ведёт на восток от станции Пукса. Разобрана.
- Шоношская железная дорога — тупиковая линия, ведёт на север от станции Юра (Архангельская область). Разобрана.
- Ерцевская железная дорога — тупиковая линия, ведёт на запад от станции Ерцево. Разобрана.
- Волошская железная дорога — тупиковая линия, ведёт на северо-запад от станции Коноша I. Разобрана.
- Мезенская железная дорога — тупиковая линия, строилась из Карпогор в Лешуконское и далее на Мезень, позднее была частично разобрана и сохранилась только на участке Карпогоры - Явзорская (посёлок Шангас).
- Железная дорога космодрома Плесецк — тупиковая линия, ведёт на восток от станции Плесецкая, длина около 90 км.
- Множество других ведомственных веток. Почти все они разобраны.
- Множество узкоколеек (многие из которых изолированные), большая часть их разобрана.
Единственная электрифицированная линия: Вологда — Коноша — Обозерская — Беломорск.
Двухпутные линии: Вологда — Коноша — Обозерская, Коноша — Вересово, Вельск — Котлас и далее на Микунь. Все остальные линии — однопутные.
Примечания
- Эксплуатационная длина и густота железнодорожных путей общего пользования по субъектам Российской Федерации
- История создания железных дорог России / Железные дороги России и экс-СССР. — Северная железная дорога — /