Леонид Екимов | |||
Страна | |||
---|---|---|---|
Профессии | |||
Награды |
|
Леони́д Гео́ргиевич Еки́мов (р. 1931) — советский и российский оперный певец (баритон). В разное время солист Саратовского, Минского оперных театров, МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, театра п/р Чихачёва. Народный артист РСФСР.
Содержание |
Л. Г. Екимов родился 13 февраля 1931 года в селе Тарасово (ныне Усть-Кутского района Иркутской области). Мама Лидия, окончившая институт благородных девиц, приехала туда из Санкт-Петербурга — обучать крестьянских детей; вышла замуж за казака Георгия Бобровникова, начальника милиции района. В 1934 году семья переехала в Омск. Леонид Екимов, третий из пятерых детей, начал петь в пять лет. Всё окружение — простые люди и казаки — тоже пели, были музыкальны от природы, что сыграло большую роль в развитии будущего певца наряду с природными данными.
Началась прочная дружба тогда ещё мальчиков Л. Г. Екимова и Владимира Ухина (известного «дяди Володи» — ведущего программы «Спокойной ночи, малыши!»). Серьёзную закалку будущий певец получил в военные годы, когда работал учеником сапожника[1].
В 1947 году прошёл курсы музыкальной подготовки рабочей молодёжи при ОМУ имени В. Я. Шебалина.
В Омске началась дружба и сотрудничество на долгие годы с Юрием Львовичем Юровским, тогда директором филармонии и создателем омского народного хора (впоследствии, в Москве — директором Росконцерта, и позднее — директором Бюро пропаганды советской музыки). С 1948 года — солист Омской филармонии. Работал в концертной бригаде по обслуживанию села. С 1951 года начал петь в только что созданном Омском хоре (был первым певцом, подключившимся к созданию этого хора, одним из его родоначальников).
В 1953 года участвовал в международном конкурсе хоровых коллективов с запевом песни «Славное море, священный Байкал» (заняли 1-е место).
Там Леонид Екимов встретился с румынским певцом (баритоном) Николае Херля, который дал ему высокую оценку и сказал: «Ты настоящий самородок с великолепным голосом, но в России петь тебя не научат». Во многом «школу» Л. Г. Екимов получил благодаря пластинке Николае Херля[2].
Во время турне Л. Г. Екимов выступал в ГДР, ЧССР, Румынии, Югославии, Кубе, Австралии, Мексике, Новой Зеландии, США, Швейцарии, ФРГ, Японии, Бельгии, Голландии, Марокко.[3]
В 1958 года министерством культуры СССР Екимов направлен в Минск по заявке Большого Белорусского оперного театра. Там Екимов проработал один сезон (с октября 1958 по март 1959), исполнив партии: Моралеса («Кармен» Ж. Бизе), Альберта (Вертер Ж. Массне), Фредерика («Лакме» Л. Делиба), барона («Травиата» Дж. Верди), Шарплеса («Чио-чио-сан» Дж. Пуччини).
В 1959 году приглашён в САТОБ имени Н. Г. Чернышевского (до 1967 года)[4].
С 1967 года он поёт в МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и преподаёт в Академическом музыкальном колледже при Московской государственной консерватории им. Чайковского.
С сольными концертами объездил многие города и республики СССР. Исполнял ведущие партии баритонального оперного репертуара во многих оперных театрах страны как приглашенный солист (например, партию Фигаро в спектаклях Большого театра (ГАБТ).
В 2007 году отмечал творческий юбилей: 40 лет работы в театре и 40 лет исполнению партии Эбн-Хакиа из оперы «Иоланта»[5].
Ученики Леонида Екимова — лауреаты международных конкурсов, солисты московских и зарубежных оперных театров, известных ансамблей.
В Москве сложились творческие и дружеские отношения с дирижёрами М. В. Юровским, Д. Г. Китаенко, В. М. Кожухарем. Работал с режиссёром В. Фильзенштейном в опере «Кармен», с режиссёрами Д. Михайловым, И. Г. Шароевым, Гарри Купфером («Комише Опер»).
Долгие годы продолжалась творческая дружба с артисткой театра оперетты Т. И. Шмыгой. Л. Г. Екимов исполнял с ней сцены из оперетт «Сильва», «Цыганский барон», «Летучая мышь» и т. д.
Екимов Л. Г. исполнял произведения известных советских композиторов, с которыми дружил и работал: А. И. Островского, С. С. Туликова, О. Б. Фельцмана, В. И. Рубина, Т. Н. Хренникова, В. Струкова. Многократно принимал участие в фестивалях советской музыки.
В Москве же состоялось знакомство с М. Л. Ростроповичем и совместная работа в Большом театре над партией Онегина.
«…Его Онегин имел все черты хорошего певца и героя. Сюда относятся: умение держаться на сцене, прекрасная осанка, благородное отношение к Татьяне и голос, который по своему уровню намного превосходил всех остальных исполнителей. С первой ноты Леонида Екимова прозвучали светлые и лирические краски его насыщенного баритона, которые в драматических сценах сменялись приглушенным звучанием. <… >Леонид Екимов двигался по сцене очень уверенно. Этими своими данными актер привлекал к себе постоянное внимание. Его данные особенно ярко проявились в пятой картине оперы, что подчеркивала выразительная мимика и его звонкий голос, главным преимуществом которого является идеальное соединение тонов. В последнюю, седьмую картину Екимов вложил всю страсть мужчины, в сердце которого загорелась безответная любовь…»- «Вечерняя Прага» 17.10.1983 г.[6]
«<…> Актёрский ансамбль заслуживает одобрения. Исполнитель роли Онегина заслуженный артист РСФСР Л.Екимов очень естественен и прост в выборе выразительных средств для своего героя. Благородство облика, некоторая холодность — главный черты его Онегина. Правда, в некоторые моменты создаётся впечатление „благополучной уравновешенности“ образа, но вместе с тем, привлекает то, что актёр нигде не „пережимая“ и не утрируя краски создаёт очень цельный характер.»
Соломонова, И. Спектакль — не подвластный времени / И. Соломонова // Тихоокеанская звезда. — 04.04.1979.[7]
Всего исполнил 59 оперных партий. Ниже они расположены соответственно времени и месту исполнения (иногда повторяясь, если партия исполнялась и в одном, и в другом месте).
Екимов, Леонид Георгиевич.