Евгений вучетич личная жизнь, евгений вучетич евгений викторович, евгений вучетич родина мать зовет, евгений вучетич знаменосцу мира советскому народу слава
Это стабильная версия, проверенная 28 марта 2015.
Имеются непроверенные изменения в шаблонах или файлах.
С раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступает в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В 1931—1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 года — ЛИЖСА имени И. Е. Репина, позже — в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.
С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил Золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).
С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.
С 1943 года работает военным художником Московской СВХ имени М. Б. Грекова (до 1960 года). В стенах студии Вучетич окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздаёт важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко приобретают значение героического символа.
Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста.[6]
Вучетич изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Рядом со своим домом (Тимирязевская улица, 33) в дачном посёлке на севере Москвы Евгений Викторович организует собственную художественную мастерскую. На её территории и сейчас можно увидеть сохранившиеся макеты самых известных работ художника и различные скульптурные наброски: голова монумента «Родина-мать» для памятного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», неоконченный проект гигантского памятника В. И. Ленину («Голова Ленина») и иные произведения. В настоящее время железобетонные конструкции работ Вучетича находятся в аварийном состоянии, а судьба особняка скульптора неизвестна. По официальным данным в доме 33 по Тимирязевской улице находится музей «Усадьба Вучетича» с постоянно действующей экспозицией и временными выставками, но в действительности работа этого объекта культуры ставится под сомнение из-за отсутствия открытого доступа на территорию музея.[7]
1946 год. Вучетич становится руководителем крупного художественного проекта по созданию величественного ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинскомТрептов-парке, который находился в восточной зоне оккупации (1946—1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским). Это монументальное произведение по замыслу авторов должно было олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы Второй мировой войны. Ключевой фигурой композиции является бронзовая скульптура «Воин-освободитель» (установлена 8 мая 1949 года) работы Вучетича.
Аллея саркофагов.
«Мать-Родина». Именно этот памятник сделал его имя широко известным не только в СССР, но и за рубежом.
В 1964 году макет памятника «Воин-освободитель» был доставлен в Серпухов. В 2008 году, после реставрации, скульптура должна занять новое место на территории мемориального комплекса Соборная гора (также в Серпухове).
1953 год. Монумент «Соединение фронтов» (архитектор Л. М. Поляков) установлен в посёлке Пятиморск напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом.
«Перекуём мечи на орала», Нью-Йорк и Москва
1957 год. Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Её копия сейчас находится недалеко от филиала ГТГ на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центральным домом культуры (ЦДК).
Следует отметить, что еще одна авторская копия статуи "Перекуем мечи на орала" находится в Волгограде, у проходной завода "Газоаппарат".Скульптура подарена автором заводчанам за их вклад в дело возведения памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане. В одном из цехов завода распологалась мастерская,в которой мастер занимался изготовлением элементов мемориала. Там же Е.В.Вучетич ваял с натуры голову главной скульптуры мемориала Матери - Родины. Моделью была жена скульптора Вера Владимировна Вучетич. [источник не указан 74 дня]
На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами — композиция «Родина-мать» (автор Е. В. Вучетич). В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.
«Память поколений» — многофигурная композиция горельеф (длина — 17 м, ширина — 3 м, высота — 8 м).
«Стоять насмерть» (высота — 16,5 м)
Стены-руины (длина — 46 м, высота до 18 м у начала лестницы).
«Площадь Героев». Шесть двухфигурных изваяний (на постаментах 2,4 х 2,4×1 м, высота скульптур — около 6 м).
Зал Воинской славы, с рукой, держащей горящий факел, посередине.
Площадь Скорби с изваянием скорбящей матери (высота — 11 м).
Все скульптуры комплекса, включая главную, изготовлены из бетона. Надо отметить, что моделью для фигуры «Родины-матери» послужила последняя супруга скульптора, Вера Владимировна Вучетич.[источник не указан 381 день]
Фонтан возле Ростовского АТД имени М. Горького (Ростов-на-Дону, 1936 год). Композиция представляет собой группу атлантов, держащих над головами чашу и окружённых фигурами лягушек и черепах.
1958 год. В 1958 году Е. В. Вучетич стал автором (архитектор Г. А. Захаров) широко известного монумента Ф. Э. Дзержинскому, который более 30 лет находился на одноимённой площади (ныне — Лубянская площадь) перед зданием КГБ СССР и Центральным Детским миром в Москве.
22 августа1991 года, после неудачной попытки ГКЧП отстранить от власти Горбачёва, памятник демонтирован по постановлению Моссовета[14] и перенесён[15] в Парк Искусств. За прошедшие годы общее состояние бронзового монумента Ф. Э. Дзержинскому значительно ухудшилось, ему необходима капитальная реставрация.[16]
Памятник В. И. Ленину, канал Волго-Дон, Волгоград
Памятник В. И. Ленину, Волго-Донской канал, Волгоград
1970-1973 Решение о строительстве памятника В. И. Ленину было принято коллегией Министерства культуры РСФСР в канун празднования 100-летия со дня рождения вождя. В 1952 году, когда Волго-Донской судоходный канал был только построен, недалеко от его первого шлюза на высоком постаменте был сооружён гигантский памятник тому человеку, с чьим именем тогда связывали все «великие стройки» страны Советов, — И. В. Сталину. Проект возглавлял Евгений Вучетич (архитектор Поляков Л. М.). Монумент закончили в кратчайшие сроки, на отливку фигуры «отца народов» пошла самородная медь, добытая по спецзаказу Управлением медных месторождений Алмалыка и Джезказгана. Этот памятник простоял несколько лет, возвышаясь на 40 метров над уровнем Волги. 26-метровый Сталин, одетый в привычный френч и увенчанный фуражкой, задумчиво смотрел вдаль реки, крепко сжав в руках свернутую в рулон партийную газету. В ходе процесса десталинизации, начатого XX съездом КПСС в 1956 году, памятник был убран, но остался пустой железобетонный постамент, переходящий в монолитное свайное основание набережной.[17] Несколько лет спустя Вучетича снова пригласили для работы на Волго-Доне, но уже над Ленинским монументом. Первоначально скульптор, вероятно, раздражённый варварским отношением к его предыдущему произведению, предложил всё сделать достаточно скромно — увенчать постамент многометровым бюстом. Заведующая музеем канала Римма Эдельман вспоминала, что Вучетича долго уговаривал лично директор Вартан Чмшкян, который был его хорошим другом, чтобы памятник Ленину был выполнен в полный рост.[18] Материалом для скульптуры послужил облегченный железобетон, то есть была применена та же технология, что и при создании монумента «Родина-мать» на Мамаевом кургане. Торжественное открытие памятника В. И. Ленину состоялось в 1973 году. При высоте скульптуры в 27 метров, а постамента — в 30 метров, она была занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку.[17]
Сталинская премия второй степени (1946) — за скульптурный портрет генерала армии И. Д. Черняховского (1945)
Сталинская премия первой степени (1947) — за памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области (1946)
Сталинская премия второй степени (1948) — за скульптурный портрет гвардии генерал-полковника В. И. Чуйкова (1947)
Сталинская премия второй степени (1949) — за создание скульптурных портретов дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина и Героя Социалистического Труда Н. Ниязова
золотая медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1937)
Память
Евгений Викторович Вучетич был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
В память о выдающемся скульпторе 19 сентября 1975 года улица Старое шоссе (север Москвы, Тимирязевский район), где располагалась художественная мастерская Вучетича, стала носить его имя, о чём свидетельствует памятная табличка на одном из домов.
Памятник-бюст Евгению Вучетичу, Москва. Скульптор З. И. Азгур,
1981 год
Также в 1981 году недалеко от здания Тимирязевского райкома КПСС (ныне — Префектура Северного административного округа) был открыт памятник-бюст Вучетичу работы скульптора З. И. Азгура.
«Скульптор Вучетич». Документальный фильм. ЦСДФ (РЦСДФ). 1978. 19 минут.
«Эпоха в камне. Евгений Вучетич». Режиссер: Галина Самойлова, 2008 год.
Интересные факты
Идея создать звуковые композиции на Мамаевом кургане в Волгограде возникла у Евгения Викторовича Вучетича во время посещения Италии. Он обратился к волгоградскому журналисту Всеволоду Петровичу Ершову, который и познакомил известного скульптора со звукорежиссёром волгоградского радио Александром Ивановичем Гераськиным принявшему в дальнейшем непосредственное участие в «озвучивании» Мамаева кургана.[13]
Примечания
Петербургская Академия живописи, скульптуры и архитектуры// История Академии
↑«Как указали в своих выступлениях лауреаты Сталинской премии 3. И. Азгур и Е. В. Вучетич, педагог Матвеев за 30 лет не выпустил ни одного цельного мастера. Его программа преподавания представляет собой, по выражению Е. В. Вучетича, „шаманство“ и изобилует такими понятиями, как „скульптурное видение“, „способность объемно-пластического видения“ и т. п.» — «Правда». 1948. 29 мая. № 150. С. 3
Государственная Третьяковская галерея // Евгений Викторович Вучетич
Соколы. Русское Воскресение.
Энциклопедия «Рубикон»// Вучетич, Евгений Викторович
Энциклопедия «Кругосвет»// Вучетич, Евгений Викторович
Музей «Усадьба Вучетича». Сайт Соседи-Онлайн.р
ВДНХ. Главный павильон 1954 г.
Главная высота России — 102,0. Официальный сайт ФГУК "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва».
Голос Мамаева кургана. Вести.ru (22 июня 2013 06:36).
↑Колесов Владимир, Ершова Лариса Фильм "Страницы Сталинградской битвы" и его авторы // Санкт-Петербург, "Издательство Александра Сазанова" : Российский ритуально-духовный журнал "Реквием". — 2014. — № 4 (105). — С. 4 — 14.
↑ Как «озвучивали» Мамаев курган. Вести. Волгорад (21.06.2013 20:00 Видео).
↑ Голос руин: о чём поёт Мамаев курган. Всё для Вас — Волгоград (16 июля 2013, 10:41).
http://www.vremya.ru/print/105948.html Дзержинский не имеет отношения к праву
http://www.trud.ru/trud.php?id=200701310160303 Кто ж его посадит, он же памятник // Статья в газете «Труд»
Предварительный акт технического осмотра состояния сохранности фигуры, плинта и постамента памятника Ф. Э. Дзержинскому
↑ Памятники и достопримечательности Волгограда
Ленин выстоит. // газета «Аргументы и факты. Поволжье», № 21 (730) от 21 мая 2008 г.
Днепропетровск, площадь Вучетича
Государственное художественное училище имени Е. В. Вучетича. Каталог ВУЗов Днепропетровска
Литература
Евгений Викторович Вучетич. М.: «Советский художник». 1952 г. Авторы: Аболина Р., Попов В.
Евгений Викторович Вучетич. Народный художник РСФСР. Парамонов А. В. М.: «Искусство». 1952 г.
Вучетич Е. В. Избранные произведения. М.: «Советский художник». 1958 г. Предисловие Тихановой М.
Евгений Викторович Вучетич. Выставка произведений скульптуры. Москва. 1959 г. Вступ. статья Ю. Колпинского. М.: Изд. Академии художеств СССР. 1959 г.
Евгений Викторович Вучетич. Шевцов И. М. Л.: «Художник РСФСР». 1960 г.
Вучетич Е. В. Альбом репродукций. М.: Изд. Академии художеств СССР. 1960 г.
Памятник воинам Советской армии, павшим в боях с фашизмом. Берлин. Трептов-парк. М.: Изд. Академии художеств СССР. 1961 г.
Вучетич Е. В. Художник и жизнь. — М.: Изд. Академии художеств СССР. 1963 г.
Рукою друга. Зарисовки действ. чл. Акад. художеств СССР нар. худож. СССР Евгения Вучетича. Л.: «Художник РСФСР». 1964 г.
Евгений вучетич личная жизнь, евгений вучетич евгений викторович, евгений вучетич родина мать зовет, евгений вучетич знаменосцу мира советскому народу слава.