Древний Вавилон

Древний город
Вавилон
аккад. Babili(m), Babilla[1]; шум. KÁ.DINGIR.RAKI[1]
др.-евр. בָּבֶל (Bābel)[1]; др.-греч. Βαβυλών (Babylōn)
араб. بابل‎‎ (Babil)

Руины Вавилона в 1932 году
Страна
Месопотамия
Основан
Первое упоминание
Разрушен
Население
500 000 чел.
Современная локация
Координаты
32°32′30″ с. ш. 44°25′24″ в. д. / 32.541667° с. ш. 44.423333° в. д. (G) (O)32°32′30″ с. ш. 44°25′24″ в. д. / 32.541667° с. ш. 44.423333° в. д. (G) (O)
Вавилон на Викискладе
Стены Вавилона (реконструкция)
Древняя Месопотамия
Ассириология
Области и государства
Города-государства Шумера · Верхнемесопотамские государства · Аккад · Шумеро-Аккадское царство · Исин · Аморейские царства · Вавилония · Ассирия · Субарту · Приморье
Население
Аборигены Месопотамии · Шумеры · Аккадцы · Вавилоняне · Ассирийцы · Амореи · Арамеи · Касситы · Кутии · Луллубеи · Субареи · Халдеи · Хурриты
Письменность и языки
Клинопись
Шумерский · Аккадский · Протоевфратские языки · Прототигридские (банановые) языки · Хурритский
Шумеро-аккадская мифология
Периодизация
Доисторическая Месопотамия
Эпоха Урук - Джемдет-Наср
Раннединастический период
Ранние деспотии
Старовавилонский/

Староассирийский периоды

Средневавилонский/

Среднеассирийский периоды

Новоассирийский период
Нововавилонское царство

Вавило́н (др.-греч. Βαβυλών от семитского «bab-Illu», означающего «Врата Бога»; аккад. Babili, Babilla) — город, существовавший в Междуречье (сегодня Ирак, 90 км к югу от Багдада), являлся одним из крупнейших городов Древнего мира. Вавилон был столицей Вавилонии, царства, просуществовавшего полтора тысячелетия, а затем державы Александра Македонского.

Содержание

История

Вид исторического Вавилона

Основание

Первое упоминание города Кадингир (шумер. «Врата богов») произошло в XXII веке до н. э. при царе Шаркалишарри. Царь строит здесь храм. Однако, согласно более поздней хронике, этот город существовал уже при Саргоне Древнем. Город Кадингир, по-видимому, был основан в XXIII веке до н. э. как колония выходцами из Эреду. Бог Кадингира Амар-уту[к] (Мардук) считался сыном Энки, главного бога Эриду. Именно Вавилон был центром распространения эредукского цикла мифов, а в более позднюю эпоху, когда реальный Эреду исчез с лица Земли, прямо отождествлялся с ним. Излагая в эллинистическое время по-гречески шумерские царские списки, историк Берос всюду переводит «Эреду» как «Вавилон».

Завоеватели — амореи из племени яхрурум — избрали шумерский город Кадингир столицей своего государства и назвали его Вавилон (аморейс. Баб-илу, то есть «Врата бога»).

Вавилония

Персидский период

Эллинистический период

В 331 году до н. э. Вавилон был завоёван Александром Македонским, сделавшим его столицей своей империи (в Вавилоне Александр и умер), а в 312 году до н. э. — захвачен одним из полководцев Александра, диадохом Селевком, который переселил большую часть его жителей в основанный им неподалёку город Селевкию. Ко II веку н. э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

Архитектура

Геродот о Вавилоне

План Вавилона

Геродот о Вавилоне[2]:

«…Построен Вавилон вот так… Лежит на обширной равнине, образуя четырёхугольник, каждая сторона которого 120 стадиев (21 312 м) длины. Окружность всех четырёх сторон города составляет 480 стадиев (85 248 м). Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всего город окружён глубоким, широким и полным водой рвом, затем идёт стена шириной в 50 царских (персидских) локтей (26,64 м), а высотой в 200 (106,56 м). Царский же локоть на 3 пальца больше обыкновенного (55,5 см)…

Рост территории царства Хаммурапи с 1792 по 1750 гг. до н. э.

…взятую оттуда землю стали употреблять для выделки кирпича. Изготовив достаточное количество сырых кирпичей, обжигали их в печах. Вместо цемента строители пользовались горячим асфальтом и через каждые тридцать рядов кирпича закладывали между камнями камышовые плетёнки. Сначала таким образом укрепляли края рва, а затем и саму стену. Наверху стены по краям возвели по две одноэтажные башни, стоявшие друг против друга. Между башнями оставалось пространство, достаточное для проезда четвёрки лошадей. Кругом на стене находилось 100 ворот целиком из меди (в том числе их косяки и притолоки)…

Таким-то образом были возведены стены Вавилона. Город же состоит из двух частей… разделённый рекой… чтобы попасть из одной половины города в другую, нужно было переправляться на лодке… Через него протекает река по имени Евфрат, берущая начало в Турция… Город же сам состоит сплошь из трёх- и четырёхэтажных домов и пересечён прямыми улицами, идущими частью вдоль, а частью поперёк реки. На каждой поперечной улице в стене вдоль реки было столько же маленьких ворот, сколько и самих улиц. Ворота эти были также медные и вели к самой реке.

Эта (внешняя) стена является как бы панцирем города. Вторая же стена идёт внутри первой, правда ненамного ниже, но ỳже её. В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части — царский дворец, окружённый огромной и крепкой стеной; в другой — святилище Зевса Белла (Царский дворец теперь раскопан. Храм Зевса Белла, вероятно, святилище бога Мардука) с медными вратами, сохранившимися до наших дней. Храмовый священный участок — четырёхугольный, каждая сторона его длиной в 2 стадия (355,2 м.). В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в 1 стадий (177,6 м). На этой башне стоит вторая, а на ней — ещё башня, в общем восемь башен — одна на другой. Наружная лестница ведёт наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошное убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин…

Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу ещё и другое святилище, где находится огромная золотая статуя сидящего Зевса. Рядом стоит большой золотой стол, скамейка для ног и трон — также золотые. По словам халдеев, на изготовление [всех этих вещей] пошло 800 талантов золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Есть там и ещё один огромный алтарь; на нём приносят в жертву взрослых животных… была… золотая статуя бога, целиком из золота, 12 локтей высоты…»

По данным раскопок

План Вавилона по данным раскопок
Вавилонский рельеф с ворот Иштар

Раскопки 1899—1917, свидетельства древнегреческих авторов и др. источники выявили облик древнего Вавилона (в VI веке до н. э.). Разделённый на 2 части (западную и восточную) Евфратом, город представлял в плане прямоугольник (площадь около 10 км²), опоясанный 3 рядами кирпичных стен с массивными зубчатыми башнями и 8 воротами. Главные ворота Иштар были облицованы синим глазурованным кирпичом со стилизованными рельефными изображениями жёлто-красных и бело-жёлтых быков и драконов. Мощёная дорога процессий вела к расположенному в центре города храмовому комплексу Эсагила с 7-ярусным зиккуратом Этеменанки (так называемой Вавилонской башней), ярусы которого были окрашены в разные цвета. На севере находилась крепость-дворец Навуходоносора II с висячими садами, рядом внутренних дворов и тронным залом, который имел облицовку из синего глазурованного кирпича с орнаментальным фризом и изображением жёлтых колонн. На востоке — остатки греческого театра IV век до н. э..

По Геродоту, царица Нитокрис изменила течение реки Евфрат с целью затруднить мидянам проникновение в страну при торговых сношениях и не позволить им точно разузнать положение дел в стране. Царице Нитокрис Геродот приписывает сооружения царя Набукаднецара (Набу-кудурри-уцур II, Навуходоносор II, сын Набу-апла-уцура, 605 г. до н. э. — 562 г. до н.э).

В VI веке до н. э. Вавилон стал красивейшим городом древнего мира. Его жемчужинами были ворота Иштар и зиккурат Этеменанки.

Ворота Иштар в Пергамском музее

Ворота Иштар были одними из восьми ворот, окружавших Вавилон. Ворота были облицованы синей плиткой с перемежающимися рядами сиррушев и быков. Через ворота проходил Путь Процессий, стены которого украшала плитка с изображениями львов. Каждый год, во время празднования нового года, по Пути Процессий проносили статуи богов.

Путь Процессий вёл к зиккурату Этеменанки. Семиэтажный Этеменанки был самым высоким (90 м) зданием в Вавилоне. На его вершине стоял храм Мардука — бога-покровителя Вавилона. Зиккурат Этеменанки, вероятно, был прототипом библейской Вавилонской Башни.

Ворота Иштар хранятся в Пергамском музее в Берлине. От зиккурата Этеменанки остались только развалины.

Вавилон как символ

Вавилон (апокалиптический) — столица Вавилонской монархии — своим могуществом и своеобразием культуры произвёл на иудеев после вавилонского пленения такое неизгладимое впечатление, что имя его сделалось синонимом всякого большого, богатого и притом безнравственного города. История о Вавилонской башне записана во времена Ассирийского царства.

У позднейших писателей, а именно христианских, название «Вавилон» нередко употребляется в смысле, который и доселе составляет предмет спора для толкователей и исследователей. Так, много рассуждений вызывало одно место в первом Послании апостола Петра, где он говорит, что «приветствует избранную церковь в Вавилоне». Крайне трудно определить, что именно здесь разумеется под Вавилоном, и многие, особенно латинские писатели, утверждают, что под этим именем ап. Пётр разумеет Рим, на чём даже основываются известные притязания римских пап как преемников апостола Петра. В Первые века христианства Рим назывался Новым Вавилоном из-за огромного количества народов, проживавших в империи, а также по положению, занимаемому городом в мире того времени.

Но особенно примечательный пример употребления имени Вавилона находится в Апокалипсисе, или Откровении ап. Иоанна (с конца XVI гл. по XVIII). Там под именем Вавилон изображается «город великий», играющий огромную роль в жизни народов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому Вавилону, давно потерявшему к тому времени своё мировое значение, и потому исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу Римской империи, Рим, в истории западных народов занимавший такое же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица Навуходоносора. [3]

В растафарианстве Вавилон символизирует прагматичную западную цивилизацию, построенную белыми (потомками пуритан) людьми.

Примечания

  1. ↑ The Cambridge Ancient History: Prologomena & Prehistory: Vol. 1, Part 1. Accessed 15 Dec 2010.]
  2. Геродот. История. Книга первая. Клио»
  3. Гече Г. Библейские истории. — М., Политиздат, 1988

См. также

Ссылки

В Викисловаре есть статья «Вавилон»
  • В. А. Белявский. Вавилон легендарный и Вавилон исторический (Первая книга в мировой литературе о Вавилоне эпохи Навуходоносора)

Древний Вавилон.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52