Добродетель эгоизма |
|
The Virtue of Selfishness: A New Concept of Egoism | |
Автор: | |
---|---|
Жанр: | |
Язык оригинала: | |
Оригинал издан: | |
Страниц: |
186 |
Носитель: |
Книга |
ISBN: |
«Добродетель эгоизма» (The Virtue of Selfishness: A New Concept of Egoism) - сборник эссе американской писательницы Айн Рэнд, опубликованный в 1964 году в США. Большая часть эссе изначально была опубликована в The Objectivist Newsletter, четырехстраничном информационном бюллетене, за исключением эссе «Объективистская этика» (англ. The Objectivist Ethics), в основу которого лег доклад Айн Рэнд на симпозиуме «Этика нашего времени» (англ. Ethics in Our Time) в Университете Висконсина.[1] Книга рассматривает тему этики сквозь призму объективистской философии и защищает концепцию «разумного эгоизма» как этической основы свободного капиталистического общества.
Содержание |
Идея опубликовать сборник эссе Айн Рэнд принадлежала Беннетту Эрфу, издателю Random House, который ранее выпустил две другие книги писательницы - «Атлант расправил плечи» и «Для нового интеллектуала».
Изначально Рэнд предложила назвать сборник «Новые границы фашизма». В то время писательница выступала с жесткой критикой политики президента США Джона Кеннеди. Однако Беннетт Эрф был смущен радикальными взглядами Айн Рэнд, сравнивавшей Кеннеди с Адольфом Гитлером, и попросил ее выбрать другое название для книги. Она не только отказалась сделать это, но и разорвала дружеские отношения с Эрфом и деловые - с Random House. Ее книга вышла в издательстве New American Library действительно под другим названием - «Добродетель эгоизма», а статья о Кеннеди не была включена в него. Пока книга готовилась к выходу, президент был убит и публикация эссе казалась неуместной.[2]
«Добродетель эгоизма» стала одной из наиболее продаваемых книг Айн Рэнд. В течение первых четырех месяцев было продано более 400 тыс. экземпляров[3], а к 2008 году их количество достигло 1,15 млн.[4]
Определение эгоизма как добродетели и вынесение этого тезиса в название книги стало одним из наиболее обсуждаемых моментов. Философ Чандран Кукатас отмечал, что позиция Айн Рэнд по этому вопросу «принесла ей известность, но оставила в стороне от интеллектуального мейнстрима».[5]
Во вступлении к книге Айн Рэнд признала, что понятие «эгоизм» обычно не употребляется для описания добродетельного поведения, однако настаивала, что его следует понимать как «беспокойство о собственных интересах». А отождествление эгоизма со злом, по ее мнению, вызвано всего лишь «заторможенным развитием нравственности человечества».[6]
Предложенная Айн Рэнд интерпретация понятия «эгоизм» вызвала волну критики. Писатель Шарон Пресли считал, что Айн Рэнд использовала его в значении, противоречащем словарному, и незаконно предъявила на него свои права.[7] Профессор философии Макс Хокатт называл словосочетание «добродетель эгоизма» риторической неумеренностью, не заслуживающей серьёзной дискуссии.[8]
В то же время философы Дуглас Дж. Ден Юйль и Дуглас Б. Расмуссен считали, что писательница использует понятие «эгоизм» как «не антагонистический или оборонительный, но, напротив, глубокий».[9] Философ Крис Мэтью Скьябарра считал, что философская позиция Айн Рэнд допускает изменение общепринятых значений некоторых терминов для выражения взглядов без изобретения новых слов.[10] Профессор философии Стивен Хикс написал в Интернет-энциклопеции философии, что провокационное название книги соответствовало провокационным идеям писательницы.[11] Писатель Роберт Дж. Рингер в своей книге «Преодолевая страх» написал, что «Добродетель эгоизма» является « шедевром» Айн Рэнд.[12]
Добродетель эгоизма.