Дистанционные конные пробеги

Перейти к: навигация, поиск

Дистанционные конные пробеги — это дисциплина конного спорта, в которой первенство определяется по лучшему времени прохождения дистанции спортсменом на лошади при условии сохранения в норме её физиологических показателей[1].

Условия дисциплины

Дистанционные конные пробеги (ДКП) направлены на развитие дистанционной выносливости лошади и умения всадника правильно рассчитать физические возможности лошади на дистанции. Соревнования по пробегам проводятся в естественных природных условиях, на специально размеченной трассе, с измерением времени прохождения дистанции и с проведением ветеринарного контроля лошади в течение всего соревнования. В рамках соревнования по пробегам может проводиться конкурс на лучшее состояние лошади (Best Condition)[1]. Правила соревнований по пробегам значительно различаются в разных странах. Например, в ЮАР на соревнованиях по конным пробегам применяют особую систему гандикапов не только по весу всадника, но и по скорости, что позволяет уравнять шансы спортсменов[2]. В Федерации конного спорта России ведётся постоянная планомерная работа по приведению национальных правил по ДКП в соответствие с правилами Международной федерации конного спорта enru[3][4].

Конные пробеги могут проводиться с ограниченной скоростью (обычно не более 16 км/ч на дистанциях 30 км, 40 км, иногда 80-90 км в день) и без ограничения скорости (на дистанциях до 160 км в день)[1]. В США также популярны неформальные соревнования по конным пробегам без учёта времени, где оценивается в баллах сложность естественных преград, преодолённых всадниками на маршруте[источник не указан 240 дней].

В соревнованиях могут участвовать лошади любых пород, однако в пробегах высокого уровня (мировых чемпионатах, чемпионатах Европы и др.) доминируют лошади арабской породы благодаря природной выносливости и особенностям селекционной работы[5].

Особенности квалификационных пробегов

В соревнованиях по пробегам со свободной скоростью (без ограничения скорости):

— время прохождения промежуточных этапов останавливается в момент вхождения лошади в зону ветконтроля, исходя из этого времени рассчитывается скорость на этапе;

— время прохождения заключительного этапа останавливается в момент пересечения финишной черты;

— определение победителей и классификация участников осуществляется по лучшему (наименьшему) времени прохождения всей дистанции при условии успешного прохождения заключительной ветеринарной инспекции[1].

В соревнованиях с ограниченной скоростью:

— время прохождения каждого из этапов останавливается в момент пересечения финишной черты, исходя из этого времени рассчитывается скорость на этапе;

— скорость на каждом этапе не должна превышать максимальную разрешённую скорость;

— определение победителей и классификация участников осуществляется по лучшему (наименьшему) суммарному времени прохождения всей дистанции и времени восстановления лошади между этапами при условии успешного прохождения заключительной ветеринарной инспекции[1].

История ДКП

Считается, что конные пробеги берут начало в Аравии, где кочевники бедуины, обнаружив, что лошади в пустыне могут передвигаться резвее верблюдов, стали испытывать арабских скакунов в гонках. Позже в других странах пробеги стали использовать в качестве важного элемента подготовки кавалерии[6].

В дореволюционной России пробеги были одним из распространённых видов армейских соревнований. Замечательный пример выносливости местной амурской лошади был показан в пробеге 1890 г., совершённом казачьим сотником Пешковым, который на мерине Серко проехал 8862 км от Благовещенска на Амуре до Петербурга за 193 дня. В 1895 г. другой казачий офицер в пробеге из Петербурга в Читу 7009 км преодолел за 112 дней. В 1899 г. корнет Асеев проехал верхом из Лубен (Полтавской губернии) в Париж. Для пробега он использовал двух кобыл, на которых ехал поочередно. В среднем они проходили около 88 км в сутки, причём в последнем переходе непосредственно перед Парижем было пройдено 110 км.

В СССР уже в первые послереволюционные годы широко практиковались скоростные пробеги на 100 км, в которых наряду с другими всадниками принимали участие выдающиеся советские военачальники С. М. Будённый и К. Е. Ворошилов. В 1931 г. на улучшенной кабардинской кобыле Азе в 100-километровом пробеге было показано отличное время — 4 часа 25 мин. В максимальных суточных пробегах до Великой Отечественной войны лучший результат был показан М. Ф. Моисеевым-Черкасским, который за 23 часа 30 мин. преодолел верхом расстояние 252 км.

В 1946 г. в пробеге Сальск — Ростов, проведённом в жаркое время, при температуре, достигавшей 40°С, на лошадях будённовской и донской пород, 200 км было пройдено за 18 час. 25 мин.

В 1947 г. в Казахстане (Урдинский конный завод) был проведён максимальный суточный пробег, в котором участники соревновались на донских и помесных казахских лошадях. Всадник, занявший первое место (281,9 км), ехал на англо-казахском мерине Катке. Пробег проходил на рысистом аллюре, причём через каждый час участники останавливались на 5-10 минут.

В 1948 г. в Урдинском конном заводе на донских жеребцах Зажиме и Кагале и англо-казахском Талисмане в суточном пробеге было пройдено 283,5 км, а на следующий год на помесном жеребце Сайгаке рекорд был улучшен до 301,2 км.

В 1950 г. в конном заводе «Дегерес» (Алма-Атинская область) в суточном пробеге участвовало 11 всадников на донских, будённовских и англо-казахских жеребцах; из них 8 прошли 305 км, один 272 км, один 242 км и один всадник выбыл до конца соревнований из-за случайной хромоты лошади. Примечательно, что победители пробега донские жеребцы Бандурист и Добрый на следующий день прошли еще 130 км, возвращаясь в свое хозяйство — Курдайский конный завод.

В том же году на жеребцах будённовской породы Заносе и Брев Бое из конного завода им. С. М. Будённого преодолено соответственно 309 и 304 км, а в 1951 г. в конном заводе «Дегерес» на доно-текино-казахском жеребце Зените все прежние достижения были улучшены, и в суточном пробеге (20 часов в движении, 4 часа отдых) было пройдено рекордное расстояние 311,6 км.

В 1951 г. для выяснения максимальной выносливости лошадей в конных заводах Ростовской области был проведён многодневный пробег без днёвок, в котором участвовали всадники на жеребцах Заносе и Брев Бое, а также на кобылах Кассе, Десантке и Дочери Букварки. В этом пробеге лошади ежедневно проходили по 120 км, и через 15 дней, после того как жеребцы прошли по 1800 км, а кобылы по 1775, пробег был завершён. После его окончания лошади чувствовали себя отлично. [7]

Специальная подготовка к пробегам занимала до 4 месяцев и заключалась в ежедневной систематической работе с постепенно увеличивающимися нагрузками. Тренировали лошадей в различное время суток. Во время подготовки к пробегам работа рысью занимала не менее 50 % всего времени, а сами пробеги проводились практически только на этом аллюре. В последний период тренинга, предшествующий непосредственно пробегу, готовность лошади нести высокую нагрузку выявляли в одном-двух контрольных пробегах на 60-75 км[7].

ДКП в мире

В зарубежных странах первоначально дистанционные испытания лошадей особую популярность получили в США и в Великобритании, где уже в тридцатых годах ХХ века их проведение было упорядочено и стало проходить под ветеринарным контролем. Однако основной целью этих испытаний были не спортивные состязания, а селекционная работа по разведению лошадей для нужд кавалерии[источник не указан 240 дней]. Например, в США кавалерийских лошадей испытывали на пятидневных 300-мильных (483 км) пробегах, при этом каждая лошадь несла на себе груз более 200 фунтов (91 кг)[5].

Датой рождения пробегов в их современном спортивном виде со строгим ветеринарным контролем можно считать 1955 год, когда Уэнделл Роби с группой всадников преодолел сложнейший путь от озера Тахо до города Оберн (Калифорния) через горный хребет Сьерра-Невады менее чем за сутки. С тех пор спортивные пробеги на 100 миль (160 км) по крутым горным склонам проводятся здесь регулярно и носят название Кубок Тивиса (Tevis Cup). Это одни из самых сложных соревнований по пробегам в мире[источник не указан 240 дней].

В 60-70-е годы XX века спортивные соревнования по пробегам начали развиваться в Европе, Австралии, Новой Зеландии и ЮАР. Кроме наиболее ответственных и престижных соревнований на 100 миль (160 км), проводилось множество пробегов и на более короткие дистанции, в которых принимали участие как опытные всадники, так и любители. Обязательное наличие строгого ветеринарного контроля стало отличительной особенностью современных пробегов[6].

С 1978 г. Дистанционные конные пробеги как вид конного спорта признан FEI enru[источник не указан 240 дней].

В 90-е годы ХХ века в пробегах начали принимать участие спортсмены из ОАЭ и других арабских стран[8]. Это обусловило значительный приток капитала и, как следствие, увеличение числа крупных международных соревнований. В 1998 году в ОАЭ состоялся первый Чемпионат мира по конным пробегам[источник не указан 240 дней]. Дальнейшее бурное развитие этого вида спорта в мире привело к тому, что в настоящее время в рейтинге Международной федерации конного спорта (FEI) конные пробеги занимают второе место после конкура по количеству проводимых международных соревнований. Главные соревнования по пробегам проводятся на Всемирных Конных Играх и на Чемпионате Европы (FEI European Endurance Championships)[5].

Современное состояние пробегов в России

В России ежегодно проводятся десятки соревнований по дистанционным конным пробегам. Наиболее известное место проведения соревнований по пробегам в России — город Спасск-Рязанский в Рязанской области, где регулярно проводятся соревнования разного уровня, в том числе международные и всероссийские, такие как Чемпионат России, Кубок «Содружество», Кубок России[9]. В настоящее время спортивная подготовка к дистанционным конным пробегам регламентируется Приказом Министерства спорта Российской Федерации N 402 от 18 июня 2013 года[10].

Примечания

  1. ↑ Регламент соревнований по ДКП от 01.06.2014
  2. Коннопробежная ассоциация Южной Африки
  3. Протокол заседания комитета ФКСР по ДКП от 22.11.2013
  4. Правила на сайте FEI
  5. ↑ сайт FEI
  6. ↑ сайт ФКС Санкт-Петербурга
  7. 1 2 Коннозаводство и конный спорт. Под ред. проф. Ю. Н. БАРМИНЦЕВА. М., «Колос», 1972 г. 319 с. с ил. УДК 636.1 + 798.2
  8. Федерация конного спорта ОАЭ
  9. Probegi.Info
  10. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 18 июня 2013 г. N 402 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта конный спорт» (зарегистрирован Минюстом России 23 июля 2013 г. Регистрационный N 29134).

Ссылки

  • Сайт FEI — Международной федерации конного спорта
  • Сайт ФКСР — Федерации конного спорта России
  • Сайт, посвященный дистанционным конным пробегам

Дистанционные конные пробеги.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52