Детские сексуальные игры — это стадия развития сексуальности человека, относящаяся к периоду детской сексуальности. Детские сексуальные игры раскрывают поведенческий аспект детской сексуальности и достаточно широко распространены среди детей в возрасте 3—7 лет[1][2]. Детские сексуальные игры также являются формой становления гендерной идентичности человека[3]. Наблюдаемые проявления детских сексуальных игр обширны и включает в себя сексуальные действия с куклами, другими детьми, взаимные демонстрации, а также имитирования полового акта[1].
Эмпирических данных о детском сексуальном развитии существует немного, преимущественно они получены от взрослых – методом наблюдения или ретроспективно. Представления о проявлениях детской сексуальности, в частности, детских сексуальных играх, дискуссионны[4].
По результатам различных исследований, от 45[5] до 85[6] процентов детей вовлечены в сексуальные игры в дошкольном и младшем школьном возрасте. Считается, что сексуальные игры с другими детьми являются частью социализации и продолжением игры со своими гениталиями[7]. Игры типично происходят с друзьями-ровесниками одного или разных полов.
Субъективно дети не воспринимают подобные игры как эротические или сексуальные, поскольку в данном возрасте не способны к дифференциации сексуального возбуждения от характера другого телесного возбуждения (например, дети часто описывают ощущения от прикосновения к половым органам как щекотку), и не способны к выработке концептуального понятия сексуальности, что не позволяет относить сексуальные действия к сфере интимности.
Содержание детских сексуальных игр может варьироваться в зависимости от исторического временного промежутка и общества, поскольку игровые сюжеты заимствуются из культуры.
Крайней степенью выраженности может являться табу на совместные игры сиблингов, что наблюдается у племен островов Самоа (по этнографическим исследованиям детства Маргарет Мид[8]). Начиная с 9 лет братьям и сестрам запрещено есть вместе, сидеть рядом, запросто обращаться друг к другу. Этот запрет продолжается в течение взрослости и до глубокой старости, когда они перестанут испытывать смущение в присутствии друг друга[8].
В европейской культуре выделяются следующие содержания детских сексуальных игр:
После достижения 6—7-летнего возраста сексуальные игры становятся менее заметны для взрослых. Однако они не сходят на нет, скорее, общий уровень развития, и, в частности, уровень развития сознания и произвольности, приводящий к понимаю культурных норм, усложняет поведение детей и позволяет им совершать такие действия тайно от родителей.
Мотивами внимания детей к телу, половым органам и совершаемым с ними действиям являются любопытство, познавательный и исследовательский интерес[9]. Цель такого поведения — приобретение знаний. Кроме того, значимыми мотивами становятся действия по подражанию взрослым. Степень выраженности детской сексуальности и частоты сексуальных игр зависит от общей сексуальной напряженности, которая есть в семейном контексте[10]. Также важным социальным мотивом выступает стремление ребенка принять на себя роль взрослого, что служит задаче ориентации в социальных отношениях[11]. Детские сексуальные игры совпадают с периодом расцвета сюжетно-ролевых игр, которые важны для психического развития ребенка в целом, и строятся с ними в одинаковой логике.
По результатам ретроспективных и лонгитюдных исследований, вовлечённость в сексуальные игры, совершаемые в детстве, не оказывает последующего влияния на сексуальное поведение[2], психологическое благополучие[12][13] и социальную адаптацию человека[13].
Детские сексуальные игры.