Жиль Делёз | |
Gilles Deleuze | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Страна: | |
Направление: | |
Значительные идеи: |
ризома, тело без органов, шизоанализ, план имманенции, желающие машины |
Оказавшие влияние: |
стоики, Спиноза, Кант, Ницше, Бергсон, Лейбниц, Юм, Фуко, Зигмунд Фрейд, Карл Маркс, Феликс Гваттари |
Испытавшие влияние: |
Феликс Гваттари, Йен Гамильтон Грант, Антонио Негри, Бруно Латур, Ален Бадью |
Жиль Делёз (фр. Gilles Deleuze; 18 января 1925 года, Париж — 4 ноября 1995 года, там же) — французский философ-постструктуралист, который совместно с психоаналитиком Феликсом Гваттари написал знаменитый трактат «Анти-Эдип» (1972). Делёз и Гваттари ввели в философский лексикон термины «ризома», «шизоанализ», «тело без органов».
Делёз родился в семье из среднего класса в Париже и провел в этом городе большую часть своей жизни. Его начальное обучение происходило в течение Второй мировой войны, в ходе которого он посещал школу-пансион Карно. Он также провел год в Лицее Генриха IV, изучая там литературоведческие и гуманитарные науки. В 1944 году Делёз отправился учиться в Сорбонну. Его учителями были такие специалисты в области истории философии, как Жорж Кангийем, Фердинанд Aлкве, Жан Ипполит, Морис де Гандийяк, и прижизненные интересы Делёза в канонических воплощениях современной философии принадлежали по большей части этим учителям. Тем не менее, Делёза также привлекали работы неакадемических мыслителей, таких как Жан-Поль Сартр. Он получил ученую степень по философии в 1948 году.
Делёз преподавал в различных лицеях Франции (Амьена (1948—1952), Орлеана (1953—1955), позднее в парижском Лицее Людовика Великого) до 1957 года, когда он получил место ассистента кафедры истории философии в Сорбонне. В 1953 году Делёз опубликовал свою первую монографию — «Эмпиризм и субъективность», по Юму. Он женился на Дениз Поле «Фанни» Гранджоан в 1956 году. С 1960 по 1964 годы он работал в Национальном центре научных исследований. В этот период он публикует работу «Ницше и философия» (1962), сближается с Мишелем Фуко, организует вместе с ним коллоквиум по Ницше в Ройомоне (1964). С 1964 по 1969 годы Делёз преподает философию в Лионском университете, а в 1968 году защищает докторскую диссертацию, которая включает в себя две работы: основную — «Различие и повтор» (под руководством Гандийяка) и дополнительную — «Спиноза и проблема выражения» (под руководством Aлкве).
В 1969 году Делёз становится профессором университета Париж VIII — Винсент-Сен-Дени, это было экспериментальное учебное заведение, созданное в связи с реформой образования. Этот новый университет привлек талантливых учеников, включая Фуко, и психоаналитика Феликса Гваттари. Делёз проработает в этом университете до 1987 года — до выхода на пенсию.
Вследствие невозможности работать (рак лёгких, «посажен к кислородному аппарату, как пёс на цепь») покончил с собой, выбросившись из окна своей квартиры.
Труды Делёза разделяются на две группы — это историко-философские работы, посвященные творчеству Спинозы, Лейбница, Юма, Канта, Ницше, Бергсона. Вторая группа — это оригинальные философские произведения.
Историко-философские работы Делёза выходят за рамки академического исследования. Так, в книге «Складка» (1988) Делёз выдвигает ряд оригинальных концепций. Анализируя творчество Лейбница, он приходит к выводу об определяющем влиянии эстетики барокко на его творчество. Делёз вводит в этом исследовании такие понятия, как складка, лабиринт материи, несовозможность, «два этажа» бытия и другие.
Складка — это способ существования различия. Лабиринт материи — образ, описывающий бесконечную сложность строения материального мира. Несовозможность — описывает отношения между виртуальными мирами и актуальным миром в метафизике Лейбница. «Два этажа» бытия — это образное описание диалектики единого и многого.
Философское произведение «Логика смысла» (1969) посвящено вопросам неклассической логики. Делёз полемизирует в классической концепцией, согласно которой смысл приобретает абсолютный трансцендентальный характер. Делёз сводит проблемы смысла к проблеме языка. Смысл и язык - лишь поверхности вещей и объектов, который хранят в себе только их след, а не сущность. Поэтому смысл всегда подвижен. Он представляет собой нечто вроде события и поэтому выражается не существительными и прилагательными, а глаголами, поскольку именно глаголы выражают способ бытия, каким является смысл. В связи с новой концепцией смысла Делёз реформирует понятие времени. Время не линейно и не способно устанавливать причинно-следственные связи. Время связано со смыслом в том значении, что смысл как событие находится вне настоящего и между прошлым и будущим. Также Делёз считает, что язык имеет сексуальное происхождение. Язык на физиологическом уровне организует человеческую жизнь. Если ряды означающего и означаемого рассинхронизируются, то возникает шизофренический язык, за которым, по мнению Делёза, будущее.
При анализе Делёз нередко обращается к литературным приёмам, цитирует Кэролла, Арто и других. Предмет анализа Делёза — так называемое чистое событие, то есть, мир бесконечного становления. Делёз разрушает классическую логику бытия, предлагая взамен логику постоянного изменения.
Важнейший термин философии Делёза — тело без органов. Заимствованное из творчества Арто, оно представляет собой образ тела человека, лишенного внутренностей и имеющего лишь одно отверстие для питания и извержения экскрементов. Такой образ призван продемонстрировать креативные возможности шизофрении. Лишенное привычной формы, такое тело становится полностью самостоятельным. Ряд трудов Делёз написал в соавторстве с психиатром Гваттари. Прежде всего, это двухтомная работа «Анти-Эдип» (1977-1980). В ней соавторы приняли попытку отказаться от фрейдизма и вывести новую модель бессознательного. Опираясь на марксизм, они предложили считать капиталистические отношения основой работы бессознательного.
Образцом нового мышления они предложили считать ризому — фигуру, в которой каждая точка связана с каждой иной точкой в беспорядочный клубок. Делёз и Гваттари предложили новый категориальный аппарат. Главные понятия их философии — детерриторизация, машина желания, номадология. Детерриторизация — процесс оставления территории, ускользание от цивилизации. Машина желания — тело, включенное в экономику капитализма. Номадология — наука о кочевничестве как новом способе жизни.
В 1981 году Делёз опубликовал книгу о творчестве художника Ф. Бэкона. В ней он проанализировал такие важные образы творчества художника, как круг, трек, тело, диаграмма.
Ряд работ Делёза посвящены философии искусства. В 1983-1985 годах он выпустил двухтомник «Кино», в котором изложил свою версию концептуального анализа киноискусства. Материалом книги послужило киноискусство первой половины XX века. В этой книге Делёз использовал мотивы философии А. Бергсона и семиотики Ч. С. Пирса. Это проявилось в использовании понятия образ-движение, образ-время, дицисигнум, грамма, синсигнум и других. Основа киноискуства — это образ-движение — децентрированное множество переменных элементов, входящих в одну образную систему.
Согласно Делёзу, кинематограф — такое искусство, которое меняет саму чувственность человека. В ходе просмотра произведений киноискусства возникает «несобранный» коллективный (массовый) субъект.
Книги Делёза «Различие и повторение» (1968) и «Логика смысла» (1969) побудили Мишеля Фуко написать следующее[1]:
Возможно, когда-нибудь нынешний век будет известен как век Делёза.
С резко отрицательным отзывом о творчестве Делёза и его постоянного соавтора Гваттари выступили американский математик Сокал и бельгийский физик Брикмон в своей книге «Интеллектуальные уловки: критика современной философии постмодерна» (1997). Сокал и Брикмон обвинили Делёза и Гваттари в неверном, затуманивающем смысл и чрезмерно обильном использовании в текстах научной терминологии, посредством которой авторы выставляют напоказ свою поверхностную эрудицию. Сокал и Брикмон полагают, что тексты Делёза и Гваттари представляют собой сочетание банальностей и бессмыслицы.
Делёз.