Делёз

(перенаправлено с «Делёз»)
Перейти к: навигация, поиск
Жиль Делёз
Gilles Deleuze
Дата рождения:

18 января 1925({{padleft:1925|4|0}}-{{padleft:1|2|0}}-{{padleft:18|2|0}})

Место рождения:

Париж

Дата смерти:

4 ноября 1995({{padleft:1995|4|0}}-{{padleft:11|2|0}}-{{padleft:4|2|0}}) (70 лет)

Место смерти:

Париж

Страна:

 Франция

Направление:

Постмодернизм, Постструктурализм

Значительные идеи:

ризома, тело без органов, шизоанализ, план имманенции, желающие машины

Оказавшие влияние:

стоики, Спиноза, Кант, Ницше, Бергсон, Лейбниц, Юм, Фуко, Зигмунд Фрейд, Карл Маркс, Феликс Гваттари

Испытавшие влияние:

Феликс Гваттари, Йен Гамильтон Грант, Антонио Негри, Бруно Латур, Ален Бадью

Жиль Делёз (фр. Gilles Deleuze; 18 января 1925 года, Париж — 4 ноября 1995 года, там же) — французский философ-постструктуралист, который совместно с психоаналитиком Феликсом Гваттари написал знаменитый трактат «Анти-Эдип» (1972). Делёз и Гваттари ввели в философский лексикон термины «ризома», «шизоанализ», «тело без органов».

Биография

Делёз родился в семье из среднего класса в Париже и провел в этом городе большую часть своей жизни. Его начальное обучение происходило в течение Второй мировой войны, в ходе которого он посещал школу-пансион Карно. Он также провел год в Лицее Генриха IV, изучая там литературоведческие и гуманитарные науки. В 1944 году Делёз отправился учиться в Сорбонну. Его учителями были такие специалисты в области истории философии, как Жорж Кангийем, Фердинанд Aлкве, Жан Ипполит, Морис де Гандийяк, и прижизненные интересы Делёза в канонических воплощениях современной философии принадлежали по большей части этим учителям. Тем не менее, Делёза также привлекали работы неакадемических мыслителей, таких как Жан-Поль Сартр. Он получил ученую степень по философии в 1948 году.

Делёз преподавал в различных лицеях Франции (Амьена (1948—1952), Орлеана (1953—1955), позднее в парижском Лицее Людовика Великого) до 1957 года, когда он получил место ассистента кафедры истории философии в Сорбонне. В 1953 году Делёз опубликовал свою первую монографию — «Эмпиризм и субъективность», по Юму. Он женился на Дениз Поле «Фанни» Гранджоан в 1956 году. С 1960 по 1964 годы он работал в Национальном центре научных исследований. В этот период он публикует работу «Ницше и философия» (1962), сближается с Мишелем Фуко, организует вместе с ним коллоквиум по Ницше в Ройомоне (1964). С 1964 по 1969 годы Делёз преподает философию в Лионском университете, а в 1968 году защищает докторскую диссертацию, которая включает в себя две работы: основную — «Различие и повтор» (под руководством Гандийяка) и дополнительную — «Спиноза и проблема выражения» (под руководством Aлкве).

В 1969 году Делёз становится профессором университета Париж VIII — Винсент-Сен-Дени, это было экспериментальное учебное заведение, созданное в связи с реформой образования. Этот новый университет привлек талантливых учеников, включая Фуко, и психоаналитика Феликса Гваттари. Делёз проработает в этом университете до 1987 года — до выхода на пенсию.

Вследствие невозможности работать (рак лёгких, «посажен к кислородному аппарату, как пёс на цепь») покончил с собой, выбросившись из окна своей квартиры.

Философия

Труды Делёза разделяются на две группы — это историко-философские работы, посвященные творчеству Спинозы, Лейбница, Юма, Канта, Ницше, Бергсона. Вторая группа — это оригинальные философские произведения.

Историко-философские произведения

Историко-философские работы Делёза выходят за рамки академического исследования. Так, в книге «Складка» (1988) Делёз выдвигает ряд оригинальных концепций. Анализируя творчество Лейбница, он приходит к выводу об определяющем влиянии эстетики барокко на его творчество. Делёз вводит в этом исследовании такие понятия, как складка, лабиринт материи, несовозможность, «два этажа» бытия и другие.

Складка — это способ существования различия. Лабиринт материи — образ, описывающий бесконечную сложность строения материального мира. Несовозможность — описывает отношения между виртуальными мирами и актуальным миром в метафизике Лейбница. «Два этажа» бытия — это образное описание диалектики единого и многого.

Оригинальные произведения

Логика смысла (1969)

Жиль Делёз и Феликс Гваттари (справа)

Философское произведение «Логика смысла» (1969) посвящено вопросам неклассической логики. Делёз полемизирует в классической концепцией, согласно которой смысл приобретает абсолютный трансцендентальный характер. Делёз сводит проблемы смысла к проблеме языка. Смысл и язык - лишь поверхности вещей и объектов, который хранят в себе только их след, а не сущность. Поэтому смысл всегда подвижен. Он представляет собой нечто вроде события и поэтому выражается не существительными и прилагательными, а глаголами, поскольку именно глаголы выражают способ бытия, каким является смысл. В связи с новой концепцией смысла Делёз реформирует понятие времени. Время не линейно и не способно устанавливать причинно-следственные связи. Время связано со смыслом в том значении, что смысл как событие находится вне настоящего и между прошлым и будущим. Также Делёз считает, что язык имеет сексуальное происхождение. Язык на физиологическом уровне организует человеческую жизнь. Если ряды означающего и означаемого рассинхронизируются, то возникает шизофренический язык, за которым, по мнению Делёза, будущее.

При анализе Делёз нередко обращается к литературным приёмам, цитирует Кэролла, Арто и других. Предмет анализа Делёза — так называемое чистое событие, то есть, мир бесконечного становления. Делёз разрушает классическую логику бытия, предлагая взамен логику постоянного изменения.

Важнейший термин философии Делёза — тело без органов. Заимствованное из творчества Арто, оно представляет собой образ тела человека, лишенного внутренностей и имеющего лишь одно отверстие для питания и извержения экскрементов. Такой образ призван продемонстрировать креативные возможности шизофрении. Лишенное привычной формы, такое тело становится полностью самостоятельным. Ряд трудов Делёз написал в соавторстве с психиатром Гваттари. Прежде всего, это двухтомная работа «Анти-Эдип» (1977-1980). В ней соавторы приняли попытку отказаться от фрейдизма и вывести новую модель бессознательного. Опираясь на марксизм, они предложили считать капиталистические отношения основой работы бессознательного.

Образцом нового мышления они предложили считать ризому — фигуру, в которой каждая точка связана с каждой иной точкой в беспорядочный клубок. Делёз и Гваттари предложили новый категориальный аппарат. Главные понятия их философии — детерриторизация, машина желания, номадология. Детерриторизация — процесс оставления территории, ускользание от цивилизации. Машина желания — тело, включенное в экономику капитализма. Номадология — наука о кочевничестве как новом способе жизни.

Философия искусства

В 1981 году Делёз опубликовал книгу о творчестве художника Ф. Бэкона. В ней он проанализировал такие важные образы творчества художника, как круг, трек, тело, диаграмма.

Ряд работ Делёза посвящены философии искусства. В 1983-1985 годах он выпустил двухтомник «Кино», в котором изложил свою версию концептуального анализа киноискусства. Материалом книги послужило киноискусство первой половины XX века. В этой книге Делёз использовал мотивы философии А. Бергсона и семиотики Ч. С. Пирса. Это проявилось в использовании понятия образ-движение, образ-время, дицисигнум, грамма, синсигнум и других. Основа киноискуства — это образ-движение — децентрированное множество переменных элементов, входящих в одну образную систему.

Согласно Делёзу, кинематограф — такое искусство, которое меняет саму чувственность человека. В ходе просмотра произведений киноискусства возникает «несобранный» коллективный (массовый) субъект.

Отзывы

Книги Делёза «Различие и повторение» (1968) и «Логика смысла» (1969) побудили Мишеля Фуко написать следующее[1]:

Возможно, когда-нибудь нынешний век будет известен как век Делёза.

С резко отрицательным отзывом о творчестве Делёза и его постоянного соавтора Гваттари выступили американский математик Сокал и бельгийский физик Брикмон в своей книге «Интеллектуальные уловки: критика современной философии постмодерна» (1997). Сокал и Брикмон обвинили Делёза и Гваттари в неверном, затуманивающем смысл и чрезмерно обильном использовании в текстах научной терминологии, посредством которой авторы выставляют напоказ свою поверхностную эрудицию. Сокал и Брикмон полагают, что тексты Делёза и Гваттари представляют собой сочетание банальностей и бессмыслицы.

Русская библиография

  • Делёз Ж. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип: Специализированная информация по общеакадемической программе «Человек, наука, общество: комплекс. исслед.»: [Сокр. перевод-реферат] / Введ. М. К. Рыклина. — М.: ИНИОН, 1990.
  • Делёз Ж. Ницше / Пер. с фр., послесл. и коммент. С. Л. Фокина. — СПб.: Аксиома, 1997.
  • Делёз, Ж. Складка. Лейбниц и барокко / Общая редакция и послесл. В. А. Подороги. / Пер. с франц. Б. М. Скуратова — М.: Логос, 1997. — 264 с.
  • Делёз Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я. И. Свирский. — М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая кн., 1998. Переизд. М.: Академический проект, 2010. — ISBN 978-5-8291-1251-6.
  • Делёз Ж. Различие и повторение / Пер. с фр. Н. Б. Маньковской и Э. П. Юровской. — СПб.: Петрополис, 1998.
  • Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки = Marsel Proust et les signes / Пер. с фр. Е. Г. Соколова. — СПб.: Лаб. метафиз. исслед. при Философ. фак. СПбГУ: Алетейя, 1999.
  • Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму; Критическая философия Канта: учение о способностях; Бергсонизм; Спиноза / Пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирский. — М.: Per Se, 2001.
  • Делёз Ж. Ницше и философия. / Пер. с фр. О. Хомы под ред. Б. Скуратова — М.: Ad Marginem, 2003. — 392 c.
  • Делёз Ж. Переговоры. 1972—1990 / Пер. с фр. В. Ю. Быстрова. — СПб.: Наука, 2004. — 235 с. — ISBN 5-02-026845-3
  • Делёз Ж. Кино: Кино 1. Образ-движения; Кино 2. Образ-время / Пер. с фр. Б. Скуратова. — М.: Ad Marginem, 2004.
  • Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина, науч. ред. В. Кузнецов — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 672 с. — ISBN 978-5-9757-0192-3.
  • Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирского, науч. ред. В. Ю. Кузнецов — Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. — 895 с. - ISBN 978-5-9757-0526-6, ISBN 978-5-271-27869-3.
  • Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл. С.Зенкина. – М.: Академический Проект, 2009. – 261 с.
  • Делёз Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения / Пер. с фр. и предисловие А. Шестаков. СПб.: Machina, 2011. — 176 с., илл.
  • Делёз Ж. Лекции о Лейбнице. 1980, 1986/87. / Ж. Делёз. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 376 с. - ISBN 978-5-91103-185-5

Статьи на русском

  • Делез Ж. Литература и жизнь
  • Делез Ж. Льюис Кэрролл // Делёз Ж. Критика и клиника. — СПб.: Machina, 2002, с. 36-38

Примечания

  1. Русский перевод Я. И. Свирского

Литература

  • Кравец А. С. Теория смысла Ж. Делеза: pro и contra // Логос. — 2005. — № 4. PDF-файл
  • Нанси Ж.-Л. Складка мысли Делеза // Vita cogitans, № 5. — Изд-во СПбГУ, 2007, с. 149—156
  • Ален Бадью Делёз. «Шум бытия» в библиотеке Славы Янко.
  • Маркова Л. А. Философия из хаоса: Ж.Делез и постмодернизм в философии, науке, религии./ РАН, Ин-т философии. — М., 2004. — 383 с.

Ссылки

  • Труды Делез Ж. в библиотеке Гумер
  • Жиль Делёз в Рунете: Ссылки
  • В библиотеке РГИУ (недоступная ссылка с 12-05-2013 (694 дня))
  • Делёз, Жиль в библиотеке Максима Мошкова
  • Проблемы и перспективы онтологии Делеза
  • Кинофилософия Жиля Делёза
  • Статья о Делёзе в Стэнфордской философской энциклопедии


Делёз.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52